Ливан выбрал «Хезболлу»
Израиль готовится к худшему
Шиитское движение «Хезболла», пользующееся поддержкой Ирана, по итогам воскресных выборов получило вместе с союзниками большинство мест в ливанском парламенте. Просаудовский блок премьера Саада Харири, напротив, потерял часть своих депутатских мандатов. Теперь ливанским политикам предстоит непростая битва за министерские портфели. Сами ливанцы не ждут особых изменений в своей жизни, но в соседнем Израиле итоги ливанских выборов вызывают серьезные опасения.
Вчера стали известны предварительные итоги первых за девять лет парламентских выборов в Ливане. Больше половины мест в парламенте получило шиитское движение «Хезболла» и его союзники. Среди них — другое шиитское движение «Амаль» (во главе со спикером парламента Набихом Берри) и Свободное патриотическое движение — одна из крупнейших христианских партий, основанная президентом Мишелем Ауном. «Великой политической и моральной победой сил сопротивления» назвал результаты выборов лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, выступая вчера перед своими сторонниками. По его словам, силы сопротивления наконец-то получили значительное представительство в парламенте и доказали, что идеи сопротивления по-прежнему популярны.
«Победа "Хезболлы" и близких ей сил во многом связана с ее политикой в Сирии»,— сказал “Ъ” ливанский политолог Саид Танес. На протяжении последних лет бойцы «Хезболлы» воевали в Сирии на стороне президента Башара Асада и вместе с ливанской армией сыграли большую роль в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ). «"Хезболла" подтвердила, что она часть ливанского народа и народ станет ее прикрытием и защитой от внешних нападок»,— подчеркнул эксперт.
Фронт сопротивления — так традиционно называют себя антиизраильские силы, которые сейчас представлены в первую очередь ливанской «Хезболлой», палестинским «Хамасом» и поддерживающим их Ираном. Война в Сирии укрепила позиции этих сил, в частности, из ливанской внутренней повестки практически исчез вопрос о сдаче оружия силами сопротивления.
Неудивительно, что результаты ливанских выборов и обещание Хасана Насраллы продолжить сопротивление настораживают Израиль. В первой реакции на результаты выборов израильский министр образования Нафтали Беннетт написал в своем аккаунте в Twitter, что теперь «Израиль не будет делать разницы между суверенным государством Ливан и "Хезболлой" и будет считать Ливан ответственным за любые действия, исходящие с его территории».
«"Хезболла" — ключевой элемент израильско-иранских взаимоотношений и важный компонент проекта Тегерана в регионе. Иран может либо держать его под контролем, либо вызвать эскалацию»,— отметила в своей публикации глава исследовательского Института Бейрута Рагхида Дерхам. По ее мнению, возрастающее давление на Иран со стороны США и решение Израиля положить конец иранскому влиянию в Сирии может повлиять на ситуацию в Ливане и роль в ней «Хезболлы».
В то же время руководитель научно-издательского отдела Института востоковедения РАН Алексей Сарабьев считает, что вероятность большой войны на Ближнем Востоке невелика, а Израиль просто нагнетает ситуацию, чтобы надавить на «Хезболлу». «Война никому не выгодна»,— подчеркнул эксперт, предположив, что региональные силы сумеют разграничить сферу своих интересов и договориться друг с другом. «Также договорятся между собой и ливанские политические силы. Противостояние блока во главе с "Хезболлой" и блока премьера Саада Харири осталось в прошлом»,— отметил Алексей Сарабьев. При этом, по его словам, реальный расклад сил в Ливане будет понятен только после распределения постов в правительстве.
После предыдущих выборов в 2009 году правительство удалось сформировать только через пять месяцев. В этот раз, как сказал “Ъ” ливанский политолог Тауфик Шуман, «это также будет горячая битва». Пока еще рано говорить, останется или нет премьер-министром Саад Харири, чья партия «Аль-Мустакбаль» потеряла треть контролируемых в парламенте мест, получив 21 мандат вместо 33.
Вчера, выступая перед своими сторонниками, Саад Харири признал, что надеялся на другие результаты, но при этом назвал тех, кто выиграл выборы, своими партнерами по построению стабильности в ливанском обществе. Он также пообещал остаться союзником действующего президента Ливана Мишеля Ауна, который в свое время был кандидатом, поддерживаемым «Хезболлой». Эти заявления эксперты расценивают как приглашение к диалогу. Со своей стороны, к скорейшему формированию правительства призвал и Хасан Насралла.
Ливанский политолог Саид Танес в беседе с “Ъ” отметил, что, хотя процесс формирования правительства не будет простым, «у ливанцев есть внутренняя убежденность, что нужно договариваться, а не воевать».