Нарушители ПДД помогут дорожному строительству
Регионам добавят денег на содержание автодорог за счет штрафов
С 1 января 2019 года региональные дорожные фонды получат новый источник финансирования — туда будут поступать штрафы за нарушения ПДД. Соответствующий законопроект Госдума может принять на этой неделе. Новый источник доходов крайне нестабилен, говорят эксперты: основную долю штрафов обеспечивают камеры, водители к ним привыкают, перестают нарушать, и поступления в бюджеты снижаются. Но в теории регионы могут рассчитывать на дополнительную помощь из федерального бюджета: ранее Владимир Путин пообещал выделить в течение шести лет на дорожное строительство более 11 трлн руб.
Комитет Госдумы по бюджетам и налогам рекомендовал принять во втором чтении поправки к Бюджетному кодексу РФ, которые касаются формирования региональных дорожных фондов. Сегодня это происходит за счет акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. Минтранс в своем законопроекте предложил дополнить этот список доходами от штрафов, которые выносит ГИБДД. Сегодня эти деньги идут в бюджеты субъектов федерации, но не «окрашиваются» и тратятся на различные цели, с дорогами не связанные (например, строительство поликлиник, детских садов). Ежегодная сумма поступлений в фонды превысит 60 млрд руб. (оценка Минтранса). Комитет по бюджету предложил принять законопроект во втором чтении 10 мая, в третьем — 15 мая. Поправки вступят в силу 1 января 2019 года.
В ходе доработки законопроекта (принят в первом чтении в апреле) ряд депутатов Госдумы предложили направлять половину штрафов в бюджеты субъектов, а остальное — в бюджеты городских округов и муниципалитетов, но поправку в комитете не поддержали. Парламент Карачаево-Черкесской Республики прислал отрицательный отзыв: законопроект приведет «к уменьшению средств бюджетов субъектов, направленных на социальную сферу».
По данным портала Минтранса dorfond.ru, в 2017 году объем региональных фондов составил 601 млрд руб. без учета Москвы и Санкт-Петербурга. Самые маленькие фонды — в Севастополе (408 млн руб.), Еврейской автономной области (443 млн руб.) и Республике Алтай (828 млн руб.). Их объем увеличится примерно на 10% после принятия поправок. По данным ассоциации РАДОР (объединяет 78 территориальных органов управления дорог), финансовая потребность в ремонте и содержании региональной дорожной сети покрывается всего на 15%.
Поступление штрафов напрямую в фонды «лучше, чем ничего», считает председатель общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. Он подчеркивает, что большая часть штрафов ГИБДД выносится с помощью камер. «Спустя некоторое время после установки камер водители перестают нарушать, и количество штрафов автоматически падает,— пояснил он “Ъ”.— В этих условиях спланировать какое-либо строительство невозможно». О постепенном привыкании водителей к камерам свидетельствуют и данные ГИБДД: за год количество постановлений с комплексов выросло на 3,2% (до 12,6 млн), а число камер — на 30% (до 13,2 тыс.). Со временем фонды будут получать все меньше средств за счет нарушителей, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Связано это с тем, что все больше регионов будут ставить камеры с помощью концессий, когда частная компания инвестирует деньги в систему фиксации нарушений, возвращая их за счет штрафов (это уже происходит в Москве и Екатеринбурге).
Государству необходимо искать более стабильные источники наполнения региональных дорожных фондов, считает господин Блинкин. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию обнародовал планы направить более 11 трлн руб. в течение шести лет «на строительство и обустройство» автодорог. Но в опубликованном вчера новом майском указе президента («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») какой-либо конкретики на этот счет не появилось. Есть вероятность, что увеличение финансирования будет заложено в новую версию федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД), в рамках которого 36 регионов в 2017 году получили 65 млрд руб. По информации гендиректора РАДОР Игоря Старыгина, в Минтрансе обсуждаются несколько разных вариантов развития БКД, но документально ни один пока не зафиксирован. «В дальней перспективе, уверен, все страны придут к введению покилометровой оплаты за проезд по дорогам для всех видов транспортных средств,— считает Михаил Блинкин.— Это будет такой глобальный "Платон". Многие страны такие сценарии уже серьезно рассматривают. Но, когда такое появится у нас, сказать сложно».