Из Нанси с любовью
140 лет французской фабрике Daum
В 1878 году юрист Жан Дом купил в Нанси продававшуюся за долги стекольную фабрику. Так началась история хрустальной марки Daum. Первые годы предприятие ничем не выделялось, выпуская столовую посуду и стекла для часов. Время перемен пришло с молодым поколением: после смерти основателя семейным делом занялись его сыновья Огюст и Антонин. Отправной точкой в поисках нового направления для них стала Всемирная выставка в Париже в 1889 году. На ней крупные награды получила фабрика Эмиля Галле, работавшая тоже в Нанси, по соседству. Его успех воодушевил братьев на то, чтобы произвести кардинальные изменения в ассортименте. Они начинают создавать изделия из многослойного стекла с декором, выполненным в технике травления, добавляя роспись цветными эмалями. Признание пришло уже на Всемирной выставке в Брюсселе в 1897 году, а на парижской Всемирной выставке 1900 года фабрика Daum завоевала гран-при, ее художники получили серебряные и бронзовые медали.
В конце XIX — начале XX века провинциальный Нанси неожиданно становится одним из ведущих центров искусства ар-нуво — наряду с Парижем, Веной, Брюсселем. Здесь возводятся такие знаковые для эпохи модерна здания, как вилла Мажореля и дом Бержере. Местные художники объединились в союз, получивший название "школа Нанси". Здесь создавались мебель, керамика в новом стиле, но наибольшую, мировую известность объединению принесли именно изделия из многослойного декорированного стекла. Неслучайно президентом школы Нанси был художник и стеклодел Эмиль Галле, а вице-президентом — Антонин Дом. После смерти Галле в 1904 году Антонин стал главой объединения художников, его фабрика к тому времени — ведущее и самое крупное стекольное предприятие Лотарингии.
Изделия Daum этих лет считаются эталонными образцами стиля ар-нуво: для них характерно сочетание трех-четырехслойного стекла и росписи цветными эмалями, а также такие техники, как травление и гравировка. Основными мотивами декора были пейзажи, изображения цветов и растений. В этот период технологии стеклоделия ушли далеко вперед от кустарного производства, активно создавались новые и возобновлялись старые, забытые способы декорирования и изготовления стекла. На фабрике, например, была запатентована техника межслойной декорации. В начале ХХ века здесь возрождается способ изготовления хрусталя, известный еще во времена древнеегипетских фараонов, но потом утраченный,— pate de verre, дословно "тесто из стекла". При этом способе в форму засыпается хрустальная крошка, которая потом спекается при большой температуре, образуя изделие с полупрозрачной матовой фактурой, как будто светящееся изнутри. В 1920-е годы фабрика делает вазы, лампы и флаконы в стиле ар-деко — с более геометричными, чем ранее, стилизованными орнаментами и мощными формами. На знаменитой парижской выставке декоративных искусств 1925 года, давшей название art deco всему направлению, Daum участвует вне конкурса, а Антонин Дом входит в состав жюри.
В 1930-е годы мануфактура удержалась на плаву, несмотря на всемирный экономический кризис. Daum выиграл конкурс и стал поставщиком посуды на легендарный трансатлантический лайнер "Нормандия". После войны, в конце 1960-х, на фабрике восстановили выпуск изделий по технологии pate de verre, доведя ее до совершенства. Сегодня это основной способ производства и визитная карточка Daum. Тогда же правнук основателя фабрики Жак Дом решил приглашать к сотрудничеству известных художников. Одним из первых был Сальвадор Дали. Некоторые его идеи, правда, не всегда казались Жаку бесспорными. Например, скульптура "Важность розы" 1967 года была придумана во время прогулки по берегу моря: Дали подобрал две пустые бутылки из-под растительного масла, объединил их и украсил панцирями улиток. Кроме Сальвадора Дали в те годы с Daum сотрудничали знаменитые скульпторы и художники: Арман, Сезар, Дан Дайлей, Лаланн, Миторай. А уже в наши дни к ним присоединились Филипп Старк, Хилтон Макконнико, Кристоф Пийе. Помимо авторских скульптур Daum на протяжении всей своей истории славится вазами и статуэтками, в которых отражены мотивы природы, мифологические сюжеты, а также фигурками животных. Такие коллекции, как "Розы", "Природа", "Нарцисс", "Мимоза", "Бабочка", "Ирис" стали классикой на все времена.
Процесс производства хрусталя на фабрике состоит из нескольких этапов кропотливой и трудоемкой работы. Сначала художник делает карандашный эскиз изделия, затем лепит его из глины. На основании глиняной модели делается модель из гипса, на следующем этапе ее заливают эластомером. Это вещество покрывает скульптуру полностью, в результате получается полая форма, которая во всех подробностях воспроизводит рельеф гипсовой модели. Затем гипсовую скульптуру удаляют, а в полую форму заливают воск. Воск застывает, и получается точная восковая копия скульптуры. Ее подвергают доработке: вырезают дополнительные мелкие детали. Восковая модель погружается в огнеупорный гипс. Когда гипсовая масса затвердевает, модель ставят в печь. Воск расплавляется и вытекает из гипсового слепка по специально оставленному каналу. Наконец, после того как весь воск вышел из огнеупорной гипсовой формы, полость заполняется осколками хрусталя.
Форму снова ставят в печь. Теперь температуру повышают постепенно — примерно в течение десяти дней до 1000°С. Хрустальные осколки плавятся и заполняют все, даже самые мельчайшие углубления в гипсе. После этого температура так же плавно, в течение нескольких дней понижается. Остывший гипсовый слепок осторожно разбивают, извлекая из него хрустальное изделие. Проверяется его цвет, форма, качество. Затем следует этап окончательной отделки: шлифовка, полировка, матирование, чистка... Лишь в самом конце хрусталь подписывают, упаковывают и отправляют в продажу.
Каталог фабрики каждый год пополняется новыми изделиями. К 140-летию была выпущена юбилейная коллекция Empreinte ("Отпечаток"). Это три синие и зеленые вазы в стиле ар-деко и два подсвечника, которые можно использовать с двух сторон, перевернув вверх основанием. Центральный элемент юбилейного выпуска — изумрудная ваза с орнаментом, как будто подсвеченным позолотой. "Кроме того, среди новинок — коллекция "Песок", созданная в сотрудничестве с Кристианом Гийоном, одним из крупнейших современных французских дизайнеров. Он исследует мир природных форм, которые зачастую незаметны для обычного взгляда,— рассказывает директор по коммуникациям Daum Ванесса Ситбон, которая демонстрировала эти предметы на выставке Salone del Mobile в Милане.— Скульптурные синие вазы смотрятся по-разному в зависимости от ракурса — то более мягко, то более резко, вызывая ассоциации с подводными течениями и волнами зыбучих песков". Также в коллекцию входят словно закрученные по спирали блюда синего, фиолетового и оливкового цветов.
Статуэтка "Водяная лилия" — изящная фигурка в струящемся платье янтарных оттенков, воплощенная в хрустале с невероятным мастерством. Ее автор — художница и скульптор Мари-Поль Девиль-Шаброль, эта модель выпущена тиражом в 125 экземпляров. Медитативная абстракция La Foule ("Толпа"), созданная скульптором Лоранс Боннель, напоминает пять стилизованных фигур, идущих по воде. Rose Passion ("Розовая страсть") — это ваза-букет из белого матового хрусталя, в центре которого сияет великолепная красная роза. Одна из самых больших ваз в текущем ассортименте Daum — Cavalcade ("Кавалькада"), динамичная композиция, изображающая несущихся коней с развевающимися гривами. Ваза, выпущенная тиражом всего в 50 экземпляров,— бесспорное достижение мастеров фабрики. Коллекционерам давно полюбились созданные Daum хрустальные скульптуры лошадей. В нынешнем году к ним добавились две новые фигурки, это "Гарцующие лошади" — изображение вставших на дыбы арабских скакунов в двух цветах: янтарно-коричневом и черном. Также в серии анималистических скульптур в этом году выпущена фигурка селезня, его многоцветное оперение передано благодаря технике "тесто из стекла". Источником вдохновения для скульптуры "Истинная любовь" послужила знаменитая "Стена любви" — мозаичное панно на Монмартре. И наконец никого не оставит без улыбки скульптура-игрушка "Ярко-розовый медвежонок", созданная художником Сержем Мансо.
ТД ЦУМ в Москве, ДЛТ в Санкт-Петербурге, фирменные бутики Daum в Третьяковском проезде, Barvikha Luxury Village и Gallery Royal
Чувство полета
Впервые я увидела ее в залитой солнцем витрине магазина. Из-за ярких расходящихся лучей, отражающихся в стекле, было не разглядеть, что на ней за гравировка — просматривались только крылья. "Давай зайдем на одну секунду! Хочу поближе взглянуть",— бросила я подруге, и мы оказались внутри. На полке прямо напротив эпатажных бабочек из хрусталя Дэмиена Херста, в окружении своих классических сестер — тоже с изображением птиц, моя ваза выглядела гостьей из прошлого века. "Так и есть, дизайн с ласточками Рене Лалик придумал больше ста лет назад",— сухо продекларировал, заметив посетителей, консультант. И тут же смягчился: "Понравилась?" Сразу живо представилась сцена из старого фильма "Как украсть миллион", с Одри Хепберн и Питером О'Тулом, где герои хранили ценную фамильную скульптуру в гостиной, в специальной парадной нише с подсветкой. Такая бы подошла этой вазе. (Но где взять нишу? Для такого экспоната нужен целый дворец.)
Вечером, в суете и жаре пятничного бистро, история неожиданным образом имела продолжение. Хороший друг с гордостью и трепетом показывал мне на айфоне свое новое приобретение — хрустальные и фарфоровые французские миниатюры. Изящные, тонкой ручной работы. Судя по горящим в темноте глазам, он был абсолютно счастлив: "Послушай, я так решил: дома должно быть место не только для необходимых в хозяйстве вещей, но и для просто красивых, создающих настроение. Глядя на них, ощущаешь внутреннюю свободу. А что вот ты собираешься передавать по наследству внукам? Бабушкин сервиз — так бабушка его тебе уже передала". За соседним столиком парочка выясняла отношения — словно герои французского кино, сошедшие с экрана. "Мне нужна свобода",— говорила девушка тоном, не терпящим возражений. "Я вовсе не против",— подытожил парень и опрокинул бокал красного. Ну что ж, если дело касается вдохновения и свободы — куда без них, особенно весной! — можно начать и с ваз. Не обязательно обзаводиться коллекцией произведений искусства и дорогих галерейных вещей — речь идет о том, чтобы завести что-то для души. Те, кто не могут найти это в магазине, делают самостоятельно, вручную — в этом номере масса вдохновляющих примеров. Чарльз и Рэй Имз, легендарные дизайнеры XX века (стр. 18), любили повторять: "К своим удовольствиям надо относиться серьезно". Кстати, у них тоже дома была своя птичка.