Вовлечение в учебу

Майя Богданова об опыте Павловской гимназии

С 18 по 21 апреля на ВДНХ проходил V Московский международный салон образования (ММСО). В этом году его темой стала "Новая экосистема образования". ММСО является самой масштабной в стране выставкой новых образовательных технологий и открытым форумом, в рамках салона прошло около 1 тыс. мероприятий, в обсуждениях приняли участие представители ведущих российских образовательных и научных учреждений. Павловская гимназия на ММСО-2018 представила проект, который не только способствовал развитию познавательной мотивации учеников, но и — неожиданно для педагогов — вызвал у школьников интерес и желание в нем участвовать.

Заинтересовать

Вызвать интерес у ребенка — это главная задача учителя. И именно интерес лежит в основе настоящей мотивации. Но как ее создать? Педагоги Павловской гимназии считают, что один из методов — это рассказать просто о сложном. При этом рассказать не так, чтобы утомить ученика, а сделать это максимально емко: рассказ не должен занимать больше 10-15 минут. К таким методам относится сторителлинг — преподнесение слушателям полезной и поучительной информации в легкой форме. Когда компания Storytel, выпускающая аудиокниги, предложила принять участие в проекте "Сторителлинг для школьников в аудиолекциях от лучших преподавателей России", педагоги Павловской гимназии согласились попробовать себя в новом жанре. Хотя члены комиссии ММСО отбирали материал только по содержанию, не зная, кто является автором курса, участниками проекта стали сразу 14 педагогов Павловской гимназии. На сегодня учителя гимназии записали уже больше двух десятков аудиолекций. Например, цикл мини-уроков, разъясняющих трудные для понимания исторические нюансы "Слова о полку Игореве". В цикл также вошли: "Страсти по ГМО" — автором этой аудиолекции стал преподаватель биологии, "Химия табачного дыма", записанная учителем химии, "Волшебство звука" от преподавателя физики, "Рабочее движение — психологический аспект" от преподавателя истории, "Жизнь и смерть в искусстве" от преподавателя, читающего курс мировой художественной культуры и много других уроков. Часть из них уже доступна слушателям на сайте компании Storytel. И хотя первоначально целью проекта было создание аудиолекций, помогающих школьникам в подготовке к олимпиадам и углубленному изучению предметов, проект стал интересен детям не только с точки зрения использования информации. Они тоже захотели записать собственные аудиолекции. "Мне всегда было важно получать высокие оценки, быть примером, радовать родителей. Я победитель олимпиад, учебник по физике наизусть знаю. И по большинству предметов у меня пятерки. Кроме одного. Там учителю было важно не то, насколько хорошо я выучила параграф, а мое мнение — насколько глубоко я понимаю тему, мое личное отношение к проблеме, которую мы обсуждаем. Не сразу, но пришлось перестраиваться, меняться. Мне стало интересно попробовать себя в литературном жанре, а когда я узнала, что учителя записали курсы аудиолекций, то я тоже заинтересовалась. Мне было бы интересно в этом поучаствовать",— говорит ученица основной школы Павловской гимназии.

Поддержать увлечение

Родители часто заблуждаются, считая, что ребенок ленив, безразличен и ничего не хочет делать. Просто представления взрослых и детей о том, что следует делать, не совпадают. Родителям нужны пятерки, отличный результат ЕГЭ, им хотелось бы, чтобы ребенок получил определенную профессию, часто они рассчитывают на то, что он продолжит их дело. Но у ребенка, как правило, другие интересы и увлечения. Можно этому сопротивляться, а можно поддержать. Учителя Павловской гимназии выбрали второе. "Мы идем за ребенком, за тем, к чему у него лежит душа, что ему ближе. Конечно, и на этом пути мы сталкиваемся со сложностями. Нам близок проектный подход, и зачастую проектная или исследовательская деятельность, изучение какой-то темы, создание керамического панно, механической или электронной модели, собственной игры или проведение биологического эксперимента могут продолжаться в течение целого года. Конечно, детям трудно на протяжении длительного периода удерживать интерес, поэтому учителю приходится применять все свое педагогическое мастерство, чтобы ребята довели проект до конца. Но если они завершают начатую работу, а так в основном и бывает, то ребята и узнают много нового, и личностно развиваются",— говорит директор Павловской гимназии Ольга Александровна Рагожина. Каким бы ни было хобби ребенка — театр, кино, физика или изучение семейной истории, его поддержат в школе. И он найдет единомышленников и друзей среди детей и взрослых, которые увлечены тем же делом. А раз так, то ходить в школу становится гораздо интереснее.

Павловская гимназия проводит собственную конференцию "Старт в будущее". Это открытый форум, куда приезжают с презентациями собственных проектных и исследовательских работ гимназисты из разных школ. В этом году приезжали команды из физтех-лицея имени Капицы (Долгопрудный), лицея N17 (Химки), Пансиона им. М. В. Ломоносова, школы ЮНА (Дубна), гимназии святителя Василия Великого. Ее цель — расширение кругозора школьников, популяризация научной и исследовательской деятельности, здоровая состязательность. На конференции проектные команды представляют свои результаты, выступая с докладами перед огромной аудиторией. Проектной деятельностью дети с интересом занимаются уже с детского сада при гимназии. И здесь воспитатели следуют только за интересом дошколят, за их "зачем" и "почему". А если уж дети заинтересовались, то составляется план, включающий и экскурсионную программу, и подбор аудио- и видеоматериалов, и, конечно, практическую часть, когда малыши что-то делают своими руками. У ребят постарше есть возможность представить свои исследования профессиональным экспертам. Кто-то выращивает бабочку из гусеницы, кто-то изучает историю подмосковных усадеб, для тех, кто интересуется литературой, проводятся конкурсы "Самиздат" и "Созвучье слов живых". Дети могут играть в рок-группе, заниматься спортом. Уровень вокальной и музыкальной подготовки позволяет ребятам участвовать и в концертах, и в постановках мюзиклов, а это, как известно, сложный жанр: синтез музыки, драмы, сценического движения, хореографии требует большой постановочной работы. Ученики могут тренировать навыки публичного выступления в "Школе ведущих", заниматься программированием и робототехникой или осваивать курс дизайн-мышления — все занятия проходят здесь же, в гимназии.

Занимаясь любимым делом, ища нужную ему информацию, ребенок обнаруживает, что ему действительно необходимо разбираться в математике, химии и физике, знать историю и географию, читать и понимать литературу. Знания перестают быть абстрактными, просто страницами из учебника, они становятся частью его жизни.

Помочь освоить новое

Иногда ребенок мотивирован только на формальные результаты, на оценки, на планку в виде ЕГЭ или пятерки в аттестате. Но жить-то дальше будет не аттестат, а живой человек. И важно не только, какие оценки он получал в школе, но и научила ли его школа чувствовать, думать, интересоваться. Мастерство современного педагога состоит в том, чтобы дать детям самим найти решение новой задачи. Не делать с ними, не делать за них, а вдохновить и помочь им освоить новое.

Например, рассказать о своей Москве на большой презентации — проект, над которым трудились семиклассники гимназии почти год. Делать как у всех — неинтересно. Вот и появляются новые творческие идеи. А что если отправить Гоголя и Пушкина путешествовать по Москве на такси? И дети загорелись: распределяют роли, придумывают костюмы, пишут сценарий.

Мифы и культура Древней Греции? И тут для каждого находится занятие по душе. Кто-то изучает керамическое дело. Кто-то разбирается в семейных отношениях Геры и Зевса. А кто-то изучает историю раннего христианства. И так во всем: ребята сами составляют тексты, изготавливают реквизит и костюмы, снимают рекламные ролики и пишут интересные рассказы.

Вести диалог

Можно учить детей, ориентируясь только на "оценочный" результат. И к какому бы результату ты их ни вел, будь то поступление в МГУ или Кембридж или просто сдача ЕГЭ, ты всегда теряешь что-то по дороге. Искренность, интерес, драйв, способность самостоятельно выбирать увлечение и держаться избранного пути — чем придется пожертвовать?

Можно выбрать обучение в свободной форме: отказаться от оценок, разрешить детям свободное посещение уроков, учить вместе первоклассников и третьеклассников, рассчитывая на то, что ребенок сам выделит из потока информации и усвоит необходимое именно ему. Но велика вероятность того, что без ощутимой планки, без вдохновения, без мотивации до финиша дойдут не все. Кто-то заблудится в собственных чувствах, кого-то одолеют лень или страхи, и он отстанет так серьезно, что догнать вовремя не сможет.

А можно существовать в режиме диалога с каждым учеником. Быть внимательным к тому, что он сам говорит и делает. "Мы стараемся выстраивать индивидуальные отношения с детьми, выбирая для каждого его источник вдохновения и его результат. Тот, который будет лучшим именно для этого ребенка. Дело это трудное и требующее времени, увлеченности и неравнодушия всех к нему причастных. Но, как показывает жизнь, именно индивидуальный подход, уникальная, точечная настройка и умение реагировать на запрос каждого ребенка приносят настоящие результаты",— уверена Ольга Александровна Рагожина.

"Я приехал год назад из Сыктывкара и, честно говоря, не очень понимал, как я буду учиться в новой школе в Москве. Мне нравилось то же, что и многим моим ровесникам: игрушки в сети, общение с друзьями во "ВКонтакте", хорошая музыка. И совершенно не нравилось зубрить алгебру",— рассказывает ученик основной школы Павловской гимназии.

Сегодня он самостоятельно мастерит из дерева сложные конструкции, гордится учебными успехами, активно участвует в выставках и конференциях. На вопрос "Почему? Что изменилось?" отвечает коротко: "Мне стало интересно".

Вся лента