Наука не побеждать
Стартовало «Евровидение-2018»
В Лиссабоне на «Алтис-Арене» 8 мая прошел первый полуфинал 63-го песенного конкурса «Евровидение». По итогам жеребьевки Россия в нем не участвовала и не могла голосовать. Сегодня второй полуфинал, в котором от России принимает участие Юлия Самойлова. Она должна была представлять нашу страну в прошлом году, но на конкурс в Киев украинские власти ее не пустили, припомнив визит в Крым. Борис Барабанов рассказывает о том, как второй год подряд наша страна теряет шансы в состязании, которое может приносить ей успех и положительно влияет на имидж.
Разочарование полуфинала — недостаточное количество баллов, которые набрал украинский певец Никита Алексеев, выступающий под псевдонимом Alekseev. На конкурсе европейской песни он представлял Белоруссию, это правилами не запрещено, и мог бы рассчитывать на голоса российских зрителей в финале. В нашей стране любят «Пьяное солнце», «Океанами стали» и прочие хиты певца и щедро одаривают его разнообразными музыкальными премиями. Песня «Forever» продолжала тему романтических страданий, которые ему так к лицу, и, даже несмотря на сомнительные театральные эффекты с розами-ранами, могла бы сработать. Однако в результате жеребьевки в Лиссабоне он попал не в тот полуфинал, в котором выступает Россия, голосовать за него мы не могли, и нашей поддержки ему явно не хватало.
В финал не вышла и Армения, которую представлял участник российских проектов «Голос» и «Главная сцена» Севак Ханагян, а также азербайджанская певица Айсель Мамедова, песню для которой писал многолетний компаньон Филиппа Киркорова Димитрис Контопулос. Стоит напомнить, что за своих соотечественников голосовать нельзя, поэтому во втором полуфинале, который состоится сегодня, голосовать, видимо, придется за норвежского белоруса Александра Рыбака, победителя московского «Евровидения-2009», которого в России привыкли считать «своим». Другой вариант — молдавская группа DoReDoS, песню для которой написал Филипп Киркоров. Можно еще выбрать в качестве фаворита украинца, выступающего под псевдонимом Melovin. Но это если голосовать за геополитически, исторически или духовно близких. Другой вариант — голосовать за лучших. И в этом случае придется выбирать совсем других людей.
Есть участники первого полуфинала, конкурировать с которыми Юлии Самойловой, если она выйдет в финал, будет очень сложно. Достаточно назвать чеха Миколаса Йозефа, который, несмотря на травму спины, продемонстрировал исполнение и хореографию мирового уровня, а потом в диалоге с ведущей шоу еще и зачитал рэп. И песню «Lie To Me» он тоже написал сам. Так что вполне логично, что буквально накануне конкурса контракт с ним подписала Sony Music.
Недавний фаворит букмекеров израильтянка Нетта даже в «Википедии» значится не только как вокалистка, но и как специалист по аккомпанементу на лупере, то есть она способна семплировать свой голос в режиме реального времени и тут же формировать из семплов аранжировку, что и было продемонстрировано в конкурсном номере «Toy». По части выдумки и чех, и израильтянка на голову выше всех, кто работал и работает с российскими участниками конкурса. Достаточно вспомнить стену из японских котиков счастья, машущих лапками в такт музыке Нетты,— кто у нас мог придумать такое? Впрочем, в списках букмекеров Нетту накануне полуфинала обогнала Элени Фурейра с Кипра.
Наконец публику буквально размазала по стенам «Алтис-Арены» эстонская оперная певица Элина Нечаева. Она продемонстрировала не только фантастический диапазон, но и эффектное сценографическое решение: госпожа Нечаева возвышалась над сценой, а на подол ее необъятного концертного наряда транслировался завораживающий видеоряд. В номере Юлии Самойловой сценография похожая — наша участница поет как бы в жерле вулкана. Но, если судить по съемкам репетиций, бутафория не спасает и без того не самую выдающуюся песню российской участницы «I Won`t Break».
Впрочем, еще в апреле глава российской делегации Юрий Аксюта заявил на шоу «VK Live» соцсети «ВКонтакте»: «У нас нет задачи победить, привезти "Евровидение" в Россию. Не стоит такой задачи».
Это заявление вызвало волну негодования отечественных «еврофанов». Это ведь все равно что главный тренер национальной футбольной сборной заявил бы: «Мы едем на чемпионат мира не побеждать». С той разницей, что потенциал российских музыкантов выше, чем потенциал футболистов. Наши артисты могут претендовать на победу и получать высокие баллы от европейской аудитории даже в не самые благоприятные в политическом смысле периоды, это продемонстрировали и Полина Гагарина в 2015-м, и Сергей Лазарев в 2016-м.
Но так уж сложилось, что уже второй год на «Евровидении» Россия выступает с громкими заявлениями, делает эффектные жесты, давит на жалость — в общем, творит что угодно, только не соревнуется. Прав Юрий Аксюта, говоря, что в жизни нашей конкурсантки Юлии Самойловой это будет яркая страница: три минуты, положенные по хронометражу, она будет «владеть всем миром». Может быть, нам действительно стоит расслабиться. Россия потеряла два года на главном эстрадном конкурсе, чтобы сбылась мечта одной девочки, которой несладко пришлось в жизни. Пусть хотя бы одной.