Среди нежелательных оказалось мало избирательных
Депутаты расширят «антимагнитский закон»
Сегодня в Госдуму внесли поправки в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ», который был принят в 2012 году как ответ на американский «акт Магнитского». Депутаты дадут возможность Генпрокуратуре расширить перечень неправительственных организаций, «нежелательных на территории РФ». Сделано это будет за счет НКО, «способствовавших либо препятствовавших» выдвижению кандидатов или иначе влиявших на выборы.
Поправки вносятся в закон, принятый Госдумой в конце 2012 года как ответ на американский «акт Магнитского» (предусматривает санкции против чиновников РФ, причастных к нарушению прав человека в РФ). По словам собеседника “Ъ” в нижней палате, от «Единой России» подписался первый зампред фракции Виктор Пинский, от КПРФ — депутат Юрий Синельщиков, от «Справедливой России» — первый зампред фракции Михаил Емельянов, от ЛДПР — Алексей Диденко.
Депутат Госдумы Виктор Пинский в эфире “Ъ FM”
Дело в том, что этот закон распространяется только на деятельность иностранной или международной неправительственной организации, о физических лицах здесь речь не идет. У нас уже предусмотрен порядок в этом законе, когда деятельность такой организации признается нежелательной на территории Российской Федерации — будем говорить, что это санкции. Так вот в закон «О мерах воздействия на лиц, которые причастны к нарушению основополагающих прав и свобод граждан» вносится изменение, где деятельность таких организаций, если будет доказано, что эта организация вмешивается в выборный процесс, будет признана нежелательной. Порядок признания нежелательной и последствия уже в законе предусмотрены. Вот и все.
Поправка вносится в ч. 1 статьи 3.1, которой не существовало в первоначальной версии закона. В ней сказано, что деятельность «иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории РФ» (решение принимается генпрокурором). Норма действует с 2015 года — прокуратура блокирует ресурсы нежелательных организаций.
Судя по тексту депутатской поправки, норму решили существенно расширить. Нежелательными в РФ могут быть признаны зарубежные НКО, «в том числе способствующие либо препятствующие выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения», достижению «определенного результата на выборах или референдуме».
Первый зампред фракции «Единой России» Андрей Исаев заявил “Ъ”, что поправки — это ответ на «вмешательство в выборы»: «Мы извлекли уроки из большого федерального цикла».
Поправки в закон вносились и между думскими и президентскими выборами. К примеру, помимо нормы о нежелательных организациях с помощью поправок в «антимагнитский закон» в 2017 году вводили запрет на «создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории РФ юридических лиц».
«У них и сейчас есть возможность вносить в список нежелательных организаций по инициативе Генпрокуратуры кого угодно без объяснения причин,— говорит сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц.— Возможно, поправки потребовались, чтобы на международном уровне объяснить, почему государство включило в список те или иные организации, и МИДу так проще держать ответ. Потому что само по себе внесение в список сейчас происходит непрозрачно: нет ни судебного порядка, ни детализации с указанием причин, почему организация внесена в список».