«Юлмарт» шагнет в офлайн
Ритейлер постарается стать ближе к покупателю
Онлайн-ритейлер «Юлмарт» начал открывать торговые точки гибридного формата, которые объединяют функционал центров исполнения заказов и пунктов выдачи. В течение года компания запустит более десяти таких объектов, а к 2020 году хочет увеличить их количество до 45. Благодаря новому формату ритейлер рассчитывает увеличить свою доступность для клиентов и привлечь новую аудиторию. При этом эксперты считают активные инвестиции компании в офлайн-инфраструктуру стратегическим просчетом, который может стоить ей места на рынке.
"Юлмарт" начал развивать новый формат торговых точек, открыв первый центр исполнения заказов малого формата в торговом комплексе "Охта-Молл". До конца текущего года в дополнение к нему запланировано открытие еще как минимум 10 объектов, включая девять точек в Москве и одну в Воронеже. Еще одна точка до конца года может появиться на территории Северо-Западного региона. К 2020 году ритейлер собирается довести число небольших центров исполнения заказов до 45.
Согласно концепции ритейлера, новые центры исполнения заказов будут открываться в шаговой доступности от метро, в популярных торговых центрах и на первых линиях крупных магистралей. В компании надеются, что такое расположение повысит доступность объектов для клиентов и позволит привлечь новую аудиторию. Площадь малых центров исполнения заказов будет варьироваться от 300 до 1000 кв. м. Для сравнения, действующие центры исполнения заказов компании занимают 2 тыс. кв. м, пункты выдачи — 30-100 кв. м.
Большую часть территории торговых точек уменьшенного формата будет занимать склад, который будет превышать по размеру торговую зону (минимальная площадь — от 250 кв. м). В ассортименте пунктов будет представлено 7-10 тыс. торговых позиций. По словам бизнес-директора "Юлмарта" Олега Пчельникова, запуск торговых точек нового формата позволит обеспечить максимальную выручку с квадратного метра складской площади, увеличив ее в три-пять раз. К концу 2018 года доля объектов нового формата в обороте компании вырастет до 40%, рассчитывают в компании.
Стоимость открытия одного центра исполнения заказов в "Юлмарте" не раскрывают. По оценке главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, открытие одной точки обойдется ритейлеру от 12 до 30 млн рублей в зависимости от площади.
Параллельно с развитием объектов малого формата "Юлмарт" продолжит открывать стандартные центры исполнения заказов. В этом году откроется точка в Мытищах, а к 2020 году в общей сложности появится пять таких объектов.
В прошлом году "Юлмарт" приступил к оптимизации сети, закрыв некоторые центры исполнения заказов и пункты выдачи в различных регионах. Кроме того, в Петербурге на продажу был выставлен центр исполнения заказов на улице Сизова. При этом ритейлер начал расширять сеть партнерских пунктов выдачи, договорившись о сотрудничестве с оператором экспресс-доставки DPD и проектом Pick-up.ru. К настоящему моменту в состав "Юлмарта" входит свыше 500 объектов, включая 200 собственных и 350 партнерских пунктов выдачи, а также 18 центров исполнения заказов, в том числе три пригородных.
Последние несколько лет "Юлмарт" сотрясает корпоративный конфликт между Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером, которым принадлежит 61,5% онлайн-ритейлера, и Михаилом Васинкевичем, контролирующим 38,5% компании через Donna Union Foundation. На этом фоне выручка ритейлера в прошлом году сократилась на 40% — с 49,3 до 29,5 млрд рублей.
Господин Бурмистров считает наращивание инвестиции в офлайн-инфрастуктуру стратегической ошибкой ритейлера. "Проблема "Юлмарта" состоит в неконкурентоспособных ценах по ряду товарных категорий, проседании по ассортименту и оборотному капиталу. И вместо того, чтобы раскачивать оборот, компания инвестирует в развитие офлайн-инфраструктуры, которая сейчас у нее загружена на 35-40%",— поясняет он. Если планы "Юлмарта" реализуются в полном объеме, то это приведет к значительному увеличению убытков компании и может ее добить, считает эксперт.