Аргентине не хватило резервов
Через 17 лет после дефолта власти страны вновь просят помощи у МВФ
Власти Аргентины на фоне резкого ослабления курса национальной валюты и сокращения валютных резервов обратились за финансовой помощью в Международный валютный фонд (МВФ), с которым прежнее правительство разорвало все отношения еще в 2006 году. В правительстве надеются, что это позволит стабилизировать ситуацию в финансовом секторе, после того как даже резкое повышение ключевой ставки Центробанком этой страны до 40% годовых не смогло остановить ослабление аргентинского песо.
О планах запросить помощи у МВФ в качестве превентивной меры (на фоне падения курса национальной валюты песо, высокой инфляции и растущих ставок в США) объявил президент Аргентины Маурисио Макри. На вечер четверга были запланированы переговоры министра экономики этой страны Николаса Духовне с главой МВФ Кристин Лагард. Размер запрашиваемого кредита пока не назван. Ожидается, что он может составить около $30 млрд и финансирование будет предоставлено в рамках стандартной процедуры МВФ, предполагающей выделение финпомощи на три года. В Буэнос-Айресе надеются завершить переговоры за шесть недель.
ЦБ страны уже предпринял срочные меры для борьбы с обесценением песо (его курс снизился с начала года на 18%). С конца апреля ключевая ставка была поднята трижды — в совокупности с 27,25% до 40%. Резервы страны за это время сократились на $8 млрд, до $55 млрд (адекватным для нее считается уровень в $64 млрд). Высокие ставки объясняются в том числе и быстрым ростом цен — в 2017 году инфляция составила 24,8%, официальный ориентир на этот год — 15% (прогноз МВФ — 22,7%). Давление на валюту оказывает и высокий дефицит по счету текущих операций (минус 5,2% ВВП; больше среди крупных развивающихся стран лишь у Турции).
Ранее Аргентина уже получала поддержку от МВФ, в том числе в момент долгового кризиса 2001–2002 годов, когда страна не смогла расплатиться по долгам и объявила дефолт. На тот момент госдолг составлял $132 млрд, списание коснулось порядка 70% обязательств, на него согласились 92% держателей госбумаг, с остальными страна судилась на протяжении 15 лет, в итоге заплатив еще $4,65 млрд. В 2006-м, когда Аргентина расплатилась с МВФ, контакты с фондом были прекращены — его экспертов обвинили в ухудшении кредитоспособности страны перед дефолтом, в частности за счет сохранения привязки курса песо к доллару. При президентстве Кристины де Киршнер в страну не допускались регулярные миссии фонда для проверки состояния экономики (проводится во всех странах—членах МВФ).
Новый кабинет Маурисио Макри заявляет о «приверженности курсу реформ и намерению исправить ошибки предыдущего правительства». Почти сразу после выборов в декабре 2015 года были сняты жесткие ограничения на обменные операции, произошел переход к гибкому курсу песо. Затем началась фискальная реформа, призванная ограничить размер дефицита бюджета (тем не менее по прогнозу в 2018-м он составит не менее 5% ВВП). «Инвесторы переоценили способность правительства так быстро компенсировать последствия некорректной экономической политики, применявшейся на протяжении 15 лет»,— отмечает Моника де Болль из Peterson Institute of International Economics. Она же предупреждает о возможных политических рисках новой программы: получение кредита МВФ может существенно снизить популярность Маурисио Макри на следующих президентских выборах в 2019 году.