Из песни следа не выкинешь
Финал «Евровидения» пройдет не совсем без участия России
В Лиссабоне прошел второй полуфинал 63-го песенного конкурса «Евровидение». Россия не набрала достаточного количества баллов для того, чтобы в субботу в трансляции финала мы увидели нашу соотечественницу Юлию Самойлову. Но смотреть финал все же стоит, считает Борис Барабанов.
В прошлом году был шанс отказаться от участия нашего артиста в киевском «Евровидении». Безопасность важнее амбиций, а в той (и нынешней) обстановке даже самый далекий от политики российский музыкант рисковал нарваться в украинской столице на провокации. Все бы все поняли. Но «Первый канал» выбрал другой сценарий. Выбрали певицу Юлию Самойлову — человека, заведомо невъездного на Украину (она выступала в Крыму в 2015 году), но такого, состраданием к которому можно манипулировать. В итоге Россия не поехала на «Евровидение-2017», вроде бы сохранив «хорошую мину».
Однако пьесу нужно было бы доиграть до конца: если бы в Лиссабон отправили другого артиста, стало бы очевидно, что инвалид первой группы Самойлова нужна была только для того, чтобы давить на жалость и служить укором злобным соседям.
В 2018 году Юлия Самойлова поехала на «Евровидение» с песней «I Won`t Break», написанной той же интернациональной командой авторов, что и прошлогодняя «Flame Is Burning», с номером, поставленным при участии балета «Тодес». И то, и другое откровенно проигрывало конкурентам. Но самое прискорбное состоит в том, что сама Юлия Самойлова не проявила во время второго полуфинала вокальных талантов, соответствующих уровню конкурса. В трансляции были слышны в основном голоса бэк-вокалистов, главная героиня спела небрежно и неубедительно. Вкупе с «троном-вулканом», который словно привезли из провинциального ТЮЗа, и довольно ординарной хореографией номер оказался полным провалом.
После отказа России от участия в «Евровидении-2017» и решения послать Юлию Самойлову в Лиссабон у нее фактически была фора в целый год. Российская делегация могла подготовиться и музыкально, и постановочно, да так, чтобы ни у кого не было сомнений: ради этого стоило скандалить. Если в течение этого года Юлия Самойлова почувствовала, что не тянет, что песня не по ней и что вообще ноша непосильна, она могла отказаться. Опять же публика отнеслась бы с пониманием, и все достижения остались бы при Юле. В конце концов, в прошлом году, когда португалец Салвадор Собрал готовился выступать в финале, Европейский вещательный союз, зная о том, что у него порок сердца, готов был в крайнем случае разрешить замену и допустить к участию его сестру, автора победившей в итоге песни «Amar Pelos Dois». Все можно решить. А теперь Юлия Самойлова будет вечно ассоциироваться с провалом. Единственное, что радует,— певица переносит случившееся с достоинством.
В субботу в Лиссабоне главный конкурсный вечер. Второй полуфинал стал пропуском в итоговую часть состязания для совершенно нестандартных артистов. Например, на «Алтис-Арене» с очень убедительным номером выступят датские викинги под предводительством Йонаса Расмуссена. С ними будет конкурировать венгерская рок-группа AWS, вызвавшая недоумение консервативной части публики и оптимизм юных поклонников постхардкора, чьи голоса, видимо, и протолкнули венгров в финал. Будет и крайне убедительный «человек с гитарой» — «немецкий Джеймс Блант» Михаэль Шульте.
Если же говорить о «русском присутствии» в обойме финалистов, то стоит вспомнить о том, что эстонская певица Элина Нечаева имеет русские корни, а песню, с которой выступит молдавская группа DoReDoS, написал Филипп Киркоров. Нет сомнений в том, что многие россияне будут голосовать за норвежца Александра Рыбака: после победы на «Евровидении-2009» в Москве он стал любимцем нашей публики. Автор этих строк не откажет себе в удовольствии поболеть за своего земляка — одессита Константина Бочарова, представляющего Украину под псевдонимом Melovin. Наконец, русский след имеется и в номере, который представили на «Евровидение» Нидерланды. Соавтором песни «Outlaw In `Em», которую исполнит голландец Уэйлон, является уроженец города Обнинска Илья Тошинский, участник группы «Берингов пролив», которая в 2003 году даже претендовала на «Грэмми», причем в далекой от здешней песенной культуры кантри-номинации. Так что, несмотря на провал официального российского представительства, у русскоязычной публики есть сразу несколько поводов остаться в субботу вечером у телевизоров.