«Выставку в Третьяковке можно назвать возвращением на родину»

Дмитрий Буткевич — об экспозиции работ Вадима Космачева

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о выставке «Вадим Космачев. Дыхание скульптуры», которая вскоре открывается в Новой Третьяковке на Крымском валу.

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

17 мая в Новой Третьяковке на Крымском валу откроется выставка «Вадим Космачев. Дыхание скульптуры». Номинально экспозицию можно назвать ретроспективой: российский зритель увидит работы мастера от начала 1970-х годов до современности, да и приурочена выставка к 80-летию автора. В то же время кураторы — москвичи Кирилл Светляков и Анна Маполис и венец Петер Невер — выделяют «перспективную часть» выставки, показывающую так называемые «живые», техноогранические объекты Космачева.

А еще можно назвать выставку в Третьяковке возвращением на родину и в историю советского и российского искусства удивительного скульптора-кинетиста, автора первых «мобилей» и «стабилей» на отечественной почве. Человека, который вынужденно эмигрировал в конце 1970-х и сумел прославить свое художественное имя в галереях и на площадях городов Германии и Австрии.

Здесь, в России, имя Космачева было известно только специалистам. Сейчас, надеюсь, его узнают все российские ценители современного искусства.

«Для меня как для художника мир не делится на политические границы. Они существуют совсем в другом уровне культуры, часто низком. Я позиционирую себя не как эмигранта, уехавшего из страны. Я был и остаюсь в одном поле культуры, не имеющем границ. Для нас был открыт общий мир, мы хотели себя позиционировать в нем, и в этом мире границ нет», — поделился сам Вадим Космачев.

Вадим действительно настоящий «гражданин мира», европейский художник, на счету которого более 20 реализованных объектов land art в городах Германии и Австрии. Да и в бывшем СССР были его городские скульптурные композиции; одна из них — знаменитая, 20-метровой высоты «Конструкта» 1975 года — до сих пор сохранилась в туркменском Ахшабаде и охраняется как культурное наследие.

И в то же время он патриот, настоящий русский художник. Мы много разговаривали с Вадимом в его мастерской в предгорьях Нижней Австрии на разные темы. Думаю, вернуться к его творчеству в следующих программах.

Вся лента