Добрый горожанин
Калининград — город, где жители четко понимают, как должен развиваться регион. Более того, они сами готовы приложить максимум усилий для улучшения среды проживания. С такими горожанами и пообщался BG.
"Мне нужна была работа, и я ее придумал"
Олег Пауков, основатель социально-экологического проекта "Зеленое дело":
— Сбор и сортировка мусора — мой основной доход, хобби и образ жизни. Мы работаем в стационарном пункте приема и как мобильный контейнер по сбору отходов. Договариваемся с небольшими офисами, объезжаем их, забирая мусор, затем сортируем и сдаем на переработку. Я основал компанию три года назад. Первое время экология была не на первом месте, приоритетом был источник дохода. Мне нужна была работа, и я ее себе придумал. Сейчас уже есть возможность вести общественную деятельность: организовывать субботники, заниматься просвещением в детских садах. Я вижу, что моя работа влияет на людей. Жители стали обращаться в управляющие компании с требованием установить наши контейнеры на придомовой территории. Мы работаем по всему городу, нашими услугами пользуется около 4,5% населения. Власти пока не считают раздельный сбор мусора приоритетной задачей. Приятно, что горожане думают по-другому.
Есть желающие сдавать мусор в области в 50 км от Калининграда. Но я не могу так далеко ехать за пятью килограммами. Спрос растет, и нужны деньги для развития. Я собираю пластик и знаю, что есть 18 видов, знаю объем отходов. Решил, что нужно создать изделие, продукт, произведенный из максимального числа видов пластика, стекла и покрышек. Это покрытие для дорог в частном секторе в виде паззла, который легко собирать и разбирать в зависимости от подтоплений. И второй вариант — пандусы для инвалидов-колясочников и детских колясок. Предложил разработать технологию в рамках дипломной работы — она уже готова. На ее внедрение нужны деньги. Поддержка, которую могут оказать власти, несущественна в требуемом объеме, а ее получение займет слишком много времени. Ориентируюсь на частных партнеров.
"Главное, что власти нас услышали"
Анна Алимпиева, городской активист:
— Я социолог, и меня всегда интересовало, как устроена жизнь города. В том числе поэтому на протяжении многих лет я вовлечена в разные городские движения и инициативы. Это, например, группа "Спасем брусчатку", ориентированная на сохранение культурного наследия, или "Аллеи Калининградской области", в рамках которой мы защищаем придорожные аллеи — уникальное явление, которого нет больше ни в одном российском регионе. Сейчас "Аллеи" активно работают с вопросами городского озеленения, так как ситуация приобрела угрожающий характер. В советское время Калининград носил звание города-сада, об этом слагали песни, а сейчас деревья и зеленые зоны уничтожаются не только в пользу нового строительства, но и без видимых причин. Также я координирую группу "Право на город", в фокусе внимания которой проблема участия граждан в процессах городского планирования и развития. В условиях, когда интересы горожан не всегда учитываются при принятии решений, важно, с одной стороны, развивать эти механизмы, с другой, способствовать реализации гражданами своего права на город — через обучение, освоение практик участия, формирование местных сообществ.
Сегодня Калининград в числе городов, наиболее популярных для переезда на постоянное место жительства, особенно среди образованных молодых людей, российских яппи. Это объяснимо: близость к Европе, мягкий климат, город компактный, по нему можно передвигаться пешком или на велосипеде. И даже сейчас, несмотря на негативные тенденции в развитии городской среды, приезжие воспринимают ее как благоприятную. Поэтому сейчас и актуальны вопросы формирования благоприятной, комфортной городской среды. К сожалению, большинство людей продолжает жить в границах собственной квартиры, почти не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Но есть положительная динамика — мы видим это на примере своих мероприятий: люди приходят обсуждать вопросы городского развития, участвуют в акциях по посадке деревьев и DIY-благоустройству. Наглядный пример — улица Фрунзе. Она проходит между двух важных для идентичности города точек: районом, где когда-то находился Королевский замок (а теперь стоит Дом Советов), и Королевскими воротами. На ней двухполосная проезжая часть и зеленый бульвар. В прошлом году выяснилось, что власти собираются расширить автодорогу и сделать ее скоростной, для чего придется вырубить 206 из 300 деревьев. Первое, что мы сделали,— это провели опрос жителей улицы, которые единодушно высказались против расширения автодороги и за сохранение зеленой зоны. Провели дендрологический анализ, проконсультировались с транспортниками (планы властей были мотивированы стремлением снизить уровень пробок), нарисовали дизайн-проект, предполагающий развитие бульвара как зеленого общественного пространства и оптимизацию автомобильного движения, представили его мэрии, организовали встречу чиновников с жителями района. Власти нас услышали и попробовали взглянуть на ситуацию с другой стороны.
"Нас, велосипедистов, наконец-то заметили"
Иван Марков, координатор группы "Критическая масса":
— "Критическая масса" организовывает ежемесячные массовые заезды велосипедистов по городу. Маршрут составляем заранее и выкладываем его в соцсетях. Наша активность помогает по-новому понять велосипед. Обычно его воспринимают или как спортивный агрегат, поэтому большинство мероприятий, в которых задействованы велосипедисты, имеет официальный статус, велошколы, например. Или как атрибут досуга: кладут в багажник, едут 80 км до литовской Ниды и катаются. Своими массовыми заездами мы старались дать властям знать о том, что тоже хотим кататься по городу в подходящих для этого условиях, а не ездить за ними в Ниду. До того как мы начали кататься, в Калининграде была одна велодорожка — вокруг Верхнего Озера, почти кольцевая. По ней можно кататься туда-сюда после работы. Мы просили городские власти добавить велодорожек, нам отвечали: покажите, что действительно хотите кататься. Мы показали. Стараемся ездить аккуратно, по крайней правой полосе и не мешать автомобильному движению. Сейчас автомобилисты уже привыкли. За "Критической массой" стали появляться другие группы, например для ночных заездов. Чиновники быстро откликнулись, спасибо поддержке СМИ: массовый выезд велосипедистов по маршруту длиной 16 км — довольно заметное мероприятие. Нами стали интересоваться журналисты местных изданий и ТВ, затем подключились городские власти, так как на всех официальных мероприятиях журналисты задавали вопросы: "А что у вас с велосипедистами?"
Сейчас при строительстве и ремонте улично-дорожной сети, если есть возможность, прокладывают велодорожки. Они не всегда складываются в маршрут, почему-то покрыты плиткой и в целом очень различаются, так как нет единых стандартов для подрядчиков. Но сейчас на уровне городских чиновников уже обсуждается унифицированное техническое задание. Хотелось бы, чтобы велодорожки складывались в понятную сеть, их можно было использовать для передвижения по городу из одной точки в другую, а не просто для катания. В Калининграде это возможно круглый год: у нас очень мягкая зима, и на велосипеды пересаживается все больше людей. По моим наблюдениям, участников массовых заездов стало меньше, но гораздо больше тех, кто ежедневно едет на работу или учебу на велосипеде. Из-за этого мы даже хотели закрыть группу, но есть постоянный состав — около 50 человек, которые очень просят этого не делать: для них заезды стали не просто досугом, это сообщество. У властей пик интереса к нашим проблемам прошел, но внимание чиновников привлекать удается. Когда запретили парковать велосипеды у нового стадиона, построенного к чемпионату мира по футболу, из соображений безопасности, фанаты-велолюбители приехали на первый тестовый матч на велосипедах — ко второму, через полторы недели, уже работали велосипедные парковки.