Своими руками
В Калининграде живут неравнодушные люди. Им небезразлично, каким будет будущее родного города. Подтверждение этому — следующие примеры.
"В Калининграде есть ряд перспективных мест"
Антон Сагаль, архитектор:
— В конце марта я вместе с итальянскими коллегами из OASI Architects закончил реконструкцию набережной реки Преголи, которую мы провели в рамках более масштабного проекта по развитию Калининграда, им, в свою очередь, занимается КБ "Стрелка". Большой проект включает благоустройство ключевых улиц города, в том числе разработку уникальных малых архитектурных форм, которые будут подчеркивать одновременно индивидуальность и идентичность улиц. Постепенно город будет обновляться.
Набережная Преголи — уникальная и важная часть города, но до обновления она не была интегрирована в общественное пространство. В городе есть ряд перспективных для вовлечения в городскую среду территорий, которые сейчас не задействованы, вокруг Музея мирового океана или остров Канта, например. В прошлом году вместе с Ольгой Балакиревой работали над благоустройством улицы Профессора Баранова, где, например, была слишком широкая проезжая часть, но отсутствовали удобные пешеходные зоны. Зато была зона стихийной парковки, здания в аварийном состоянии, неиспользуемые участки. Улицу разделили на зоны: культурно-образовательную, торговую, историческую и рекреационную. Решили сохранить историческую брусчатку, заново замостив только новую пешеходную часть.
Один из инструментов, используемых для формирования облика города,— дизайн-код. Это фактически свод правил и рекомендаций по организации элементов городской среды. Он нужен, чтобы их упорядочить, свести к минимуму визуальный шум. Дизайн-код определяет границы, за которые нельзя выходить, работая над благоустройством, но не исключает точечных проектов по улучшению городского пространства.
"Вывески формируют коммуникационную среду"
Максим Попов, директор дизайн-бюро "Пикторика":
— Я давно не был в Москве, но семь-восемь лет назад, оказавшись на Тверской, подумал, что все выглядит как в Латинской Америке. В Калининграде примерно так же, но постепенно город меняется. Процесс упорядочивания визуальной среды начал наш отдел архитектуры еще до того, как началась разработка дизайн-кода. Чиновники пытались вернуть в рамки здравого смысла вывески и рекламу. Дизайн-код устанавливает правила, соблюдение которых упорядочивает визуальную среду и, как следствие, делает комфортной городскую. Она становится более мягкой и дружелюбной для людей. А между качеством общественного пространства и городской среды и эмоциональным состоянием человека есть доказанная связь. Люди по-разному себя чувствуют, когда растут во дворе, который смотрит на бетонную стену серой пятиэтажки, или в пространстве, продуманном таким образом, чтобы в нем было комфортно. Вывески, реклама, указатели, дорожные знаки, информационные таблички формируют коммуникационную среду. Если она агрессивна, у жителей может расти тревожность, рассеиваться внимание. Когда в городе легко ориентироваться и можно без проблем найти общественный туалет, вокзал, зоопарк или полицию, возникает ощущение безопасности. Важно, чтобы навигационные знаки были выполнены в едином стиле. Но дизайн-код — это рекомендации, а не директива. Если городские власти регламентируют его применение, то отдел эстетики, через который проходят все вывески, наружная реклама, сможет следить за соблюдением предписаний. В противном случае необходимого однообразия не добиться. Будет как сейчас: скромная и красивая, эффективная вывеска — вопрос сознательности того, кто ее заказывает. Обязательное использование дизайн-кода поставит всех в равные условия.
Дизайн-код Калининграда уже готов, скоро появятся первые результаты. Не стоит ждать всеобщей эйфории и счастья, наоборот, как с любыми новыми правилами, первое время могут быть трудности. Думаю, оценить его эффективность можно будет не раньше чем через три года. Результат будет виден по отзывам туристов, у которых свежий взгляд на город.
"Для каждого двора яма — большая проблема"
Татьяна Мироненко, основатель движения "Красивый Калининград":
— "Красивый Калининград" объединяет неравнодушных людей, которые хотят делать город лучше. Мы создали сайт, на котором за 20 секунд можно сформировать и отправить в мэрию письмо с сообщением о недостатках благоустройства или ЖКХ, которые беспокоят гражданина. Писать ничего не нужно, нужно сфотографировать проблему, загрузить фотографию на сайт и пройти по предложенным вариантам шагов. Программа составляет обращение, которое уходит на почтовый адрес мэрии. Для этого не нужно специально договариваться, задачу решает программист. По закону чиновники обязаны ответить в течение 30 дней, и они отвечают. Это движение я основала в январе 2016 года. Идея не моя. Она принадлежит Красимиру Вранскому, который основал "Красивый Санкт-Петербург". Сайт отлично себя зарекомендовал, я была волонтером "Красивого Санкт-Петербурга", когда жила в городе. После переезда в Калининград решила основать местное отделение, так как ничего похожего тут не было. Сейчас к проекту подключился 61 город, планируем начать работать в Беларуси.
Оказалось, что наша работа очень востребована, потому что люди хотят сообщать о ямах во дворе, сломанных качелях, неработающем освещении и тому подобном — просто не знают куда и как. Многих останавливает мысль о том, что обращение превратится в бумажную волокиту и займет уйму времени. Пример "Красивого Калининграда" доказывает обратное. Мы засекали: для оформления сообщения посетитель проводит на сайте 20 секунд. Помимо сайта мы сделали мобильное приложение, таким образом удалось привлечь молодежную аудиторию. Старшему поколению пока сложно подключиться к "Красивому Калининграду" — мы думаем, как с этим справиться. Люди постарше более требовательны к городской среде, их замечания могут быть ценными.
Мы также устраиваем фотопрогулки. Сообщаем на своих страницах в соцсетях, когда и откуда стартуем, идем по выбранному маршруту и фотографируем все недочеты благоустройства, которые встречаем. Городские власти на связь со мной не выходили, но, думаю, знают о нас, так как о "Красивом Калининграде" был сюжет на первом городском канале. Кстати, это оказалось очень эффективно: в нем рассказывали о разбитой дороге вдоль набережной — сейчас там идеальное покрытие. Самое большое достижение "Красивого Калининграда" не в том, что наша работа помогла решить какую-то одну масштабную проблему, для каждого двора своя яма — такая проблема. А в том, что решается половина проблем, с которыми люди обращаются в мэрию через сайт.