«Назначение на эту техническую должность Алексея Кудрина достаточно странно»
Политолог Евгений Минченко в эфире “Ъ FM” — о кандидате на пост главы Счетной палаты
Новым главой Счетной палаты может стать Алексей Кудрин. СМИ сообщают, что экономист уже принял соответствующее предложение. Официально о назначении может быть объявлено на следующей неделе, заявили в Госдуме. В настоящий момент Алексей Кудрин возглавляет совет Центра стратегических разработок. Ведущий «Коммерсантъ FM» Юрий Абросимов обсудил новость с президентом холдинга «Минченко консалтинг», политологом Евгением Минченко.
— Учитывая столь значительное политическое прошлое Кудрина, как можно расценивать такое кадровое решение?
— Функционал Счетной палаты все-таки имеет контрольный, а не проектный характер, поэтому назначение на эту техническую должность человека с таким реформаторским бэкграундом, как минимум, с заявкой на программу реформ, достаточно странно. Потому что Алексею Кудрину на этом посту придется не проектировать и реализовывать реформы, а проверять, как их воплощает в жизнь кто-то другой.
С другой стороны, Счетная палата имеет очень серьезный потенциал такой протосиловой структуры. Хочу напомнить, что очень многие последние громкие аресты начинались с проверок Счетной палаты — сначала приходили ее ревизоры, потом Следственный комитет, потом люди с наручниками.
Поэтому если Кудрин будет работать в плотном контакте с силовыми структурами, наверное, это может продемонстрировать высокий уровень влияния.
Но возникает вопрос — а тот ли это имидж, который хочет получить Алексей Кудрин, то ли это позиционирование?
— При этом, как отмечают наблюдатели, Счетная палата — это ведомство, которое нельзя назвать самостоятельным.
— С одной стороны, да, так и есть. Однако с другой — при желании развернуться-то там можно. Могу сказать, что в публичном поле Татьяна Голикова не очень сильно присутствовала, но реально, конечно же, при ней как руководителе Счетной палаты эта институция была более влиятельна, например, чем в последние годы во время руководства Степашина.
— Может ли быть так, что Кудрину делают предложение, от которого ему, если уж и нельзя отказаться, то очень трудно? Вообще насколько Кудрин заинтересован в возвращении в публичную политику сейчас?
— В том-то и дело, что Кудрин как раз находится в публичной политике, а его приход в Счетную палату скорее его из этого функционала уберет. Поэтому я, честно говоря, не вижу здесь каких-то возможностей для собственного политического позиционирования. В общем-то, это в значительной степени техническая функция, и не очень понятно, как она будет реализована.
Я слышал версии о том, что нынешний кабинет министров — это в значительной степени кабинет Кудрина, но без него самого. Ведь в правительство вошли Антон Силуанов, очевидно, человек Кудрина, и с какими-то очень большими оговорками Татьяна Голикова, которая когда-то работала под его началом. Но не думаю, что у Алексея Кудрина с позиции руководителя Счетной палаты будет возможность влиять на ту политику, которую будет проводить тот же самый Силуанов, тем более последний имеет репутацию не реформатора, а строгого кассира, который живет по заветам Кудрина, а именно — «денег не давать».