Отдых без шопинга
Посещаемость столичных торгцентров в майские праздники упала
Хорошая погода и новости о массовых проверках безопасности торговых центров заметно снизили потребительский интерес к ним в майские праздники. Посещаемость московских моллов в этот период упала на 9%, что более чем в 1,5 раза выше среднего уровня сокращения их трафика в этом году. Сохранить поток покупателей удалось лишь крупным объектам, привлекшим туристов из регионов своими развлекательными зонами.
Показатель Shopping Index (динамика посещаемости торговых центров) в период с 29 апреля по 2 мая сократился в Москве на 9% к аналогичному периоду 2017 года. Такие данные приводят в Watcom. Это снижение на 63% превышает среднее падение индекса в 2018 году — 5,5%. Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова оценивает общий спад покупательского трафика в Москве на праздники примерно так же — 7–8%. В Санкт-Петербурге наблюдается аналогичный тренд: там в майские праздники Shopping Index снизился на 4% при среднегодовом сокращении на 1,6%.
5,17 миллионов квадратных метров
составила, по подсчетам JLL, общая площадь действующих в Москве торговых центров на конец 2017 года
Президент Watcom Роман Скороходов связывает спад интереса покупателей к посещению торгцентров с установившейся хорошей погодой: многие москвичи предпочти уехать на праздничные выходные из города. Свою роль сыграл и негативный информационный фон из-за массовой проверки торгцентров после трагедии в Кемерово, считает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он называет третьей причиной спада посещаемости сезон отпусков: в этом году многие жители двух столиц предпочли отправиться на праздники за рубеж.
Из расчетов Watcom следует, что сильнее всего в Москве падала посещаемость в торгцентрах в спальных районах.
Shopping Index в объектах, чья арендопригодная площадь (GLA) находится в диапазоне от 5 тыс. до 40 тыс. кв. м, с 30 апреля по 6 мая снизился на 5% по отношению к предыдущей неделе. Объекты с GLA больше 80 тыс. кв. м, напротив, показали рост на 8%. Так же было и в Санкт-Петербурге: там посещаемость в объектах с GLA 5–20 тыс. кв. м сократилась на 8%, тогда как в крупных объектах выросла более чем на 14%. Господин Бурмистров связывает такую ситуацию с продолжающимся смещением интереса покупателей к объектам с развитой развлекательной зоной и фуд-кортом. На то же указывают и в Watcom: по расчетам его аналитиков, наличие в торгцентрах пяти арендаторов, специализирующихся на развлечениях, увеличивает поток покупателей на 75%.
Те же наблюдения сделали и представители торгцентров. Так, в AFI Development указывают, что посещаемость «АФИ Молла» с 1 по 9 мая выросла на 35%. Этот тренд в компании связывают с ростом заполняемости зданий «Москва-Сити» и увеличением турпотока. «За счет развитых развлекательных зон крупные ТЦ часто служат местом притяжения для людей из области и туристов, в то время как районные нацелены лишь на местных жителей»,— объясняет партнер «Ванчугов и партнеры» (ТЦ «Видное парк» и «Галерея Енисей») Алексей Ванчугов. Посещаемость районных объектов в Москве и Подмосковье, по его словам, в майские праздники сократилась в среднем на 10% к уровню 2017 года. Правда, оговаривается эксперт, существенное влияние на продажи ритейлеров оказывает снижение трафика более чем на 15%. В этом случае, говорит он, оборот сокращается почти во всех сегментах, тогда как при падении на 10% негативный эффект замечают в основном продавцы несезонных товаров, например верхней одежды и меховых изделий.
Тем не менее некоторые ритейлеры, продающие внесезонные товары, тоже заметили падение покупательского спроса в праздники. Совладелец Lush Russia Дмитрий Азаров указывает, что поток посетителей магазинов сети был меньше, чем в 2017 году: «Соответственно невысокими были и результаты продаж». Как говорит господин Азаров, заметная позитивная динамика продаж в период праздников была лишь во флагманском магазине на Тверской, где поток посетителей вырос на 18%.