Семилетними шагами
Бюджет будет профицитным впервые с 2011 года
Дорожающая нефть вернула российскую казну в сытый 2011 год — по подготовленным Минфином поправкам, по итогам этого года федеральный бюджет впервые за последние семь лет будет исполнен с профицитом. У бюджетополучателей от этого, впрочем, больше денег не станет — при увеличении доходов на 1,8 трлн руб. расходы Минфин намерен оставить неизменными, переведя все излишки в валютные накопления. Впрочем, поправки рассчитаны исходя из мартовского макропрогноза, где не учтены последние санкции — и, вероятно, еще будут скорректированы.
Минфин готов к традиционной весенней правке бюджета для его приведения в соответствие с реальной экономической ситуацией. Ведомство опубликовало для обсуждения законопроект о корректировке закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Самое примечательное изменение — дефицит госказны в 2018 году в 1,3% ВВП заменится ее профицитом в 0,45% ВВП. Вместо дыры в бюджете в 1,271 трлн руб. теперь ожидается избыток доходов на сумму 441 млрд руб.— впервые с 2011 года (тогда, по совпадению, в рублях годовой профицит был ровно таким же). Объем прогнозируемого ВВП России в 2018 году вырастает с 97,5 трлн до 98,2 трлн руб., а показатель инфляции снижается с 4% до 2,8%. Пока исполнение бюджета выглядит даже лучше новых проектировок — по итогам первого квартала этого года Минфин сообщал о профиците в 1,5% ВВП.
Доходы бюджета в 2018 году, пока запланированные законом в размере 15,26 трлн руб., поправками предлагается повысить до 17,03 трлн руб., то есть на 1,77 трлн руб. «Лишние» средства образовались прежде всего из-за превысившей прогноз цены российской нефти. При заложенных в бюджет $43,8 за баррель по итогам января—апреля 2018 года фактическая средняя цена Urals составила $66,15. Из-за этого отдельно прописываемый в законе о бюджете размер дополнительных нефтегазовых доходов, подлежащий конвертации в валюту и сбережению, увеличится в пять раз — с 528 млрд до 2,74 трлн руб.
Следуя ранее утвержденной властями логике замораживания не только реальных, но и номинальных трат казны (что означает их сокращение к объему ВВП), расходы бюджета 2018 года Минфин почти не увеличивает. Они вырастут лишь на 62 млрд — с 16,53 трлн до 16,59 трлн руб. Внутри расходной части при этом будут заметные движения: так, из-за появления значительных остатков 2017 года у Пенсионного фонда (234 млрд руб.) трансферт ему будет сокращен на 68 млрд руб.
Часть поправок к бюджету состоит из многочисленных изменений, вносимых в секретные и совершенно секретные статьи и приложения закона. Исходя из того, что они не сопровождаются изменениями цифр в несекретных частях, а суммы расходов не меняются, речь идет о внутреннем перераспределении оборонных расходов, масштабы которого оценить невозможно.
Отметим, что на этот раз весенние поправки к бюджету представлены в нестандартных условиях — на фоне ударивших по экономике РФ апрельских санкций США и в дни формирования нового правительства. И если анонсированное назначение главы Минфина Антона Силуанова первым вице-премьером увеличивает шансы на беспроблемное принятие изменений, то изменившаяся внешняя ситуация и произошедшее ослабление рубля могут потребовать дополнительных корректировок. Минфиновские цифры рассчитаны исходя из досанкционного мартовского макропрогноза Минэкономики, который, в частности, предполагал среднегодовой курс в 58,6 руб. за доллар,— ожидается, что новое правительство уже в мае еще раз уточнит макропроектировки.