"Общество все больше будет вовлекаться в процесс управления городом"

Директор по особым поручениям госкорпорации "Ростех" Василий Бровко рассказывает о том, какие города в России можно считать "умными", насколько они отличаются от зарубежных примеров, какие инновации трансформируют муниципальные образования, превращая их в smart city.

Фото: Пресс-служба "Ростех"

BUSINESS GUIDE: Какие страны и города вы считаете наиболее инновационными в плане развития "умных" городов?

ВАСИЛИЙ БРОВКО: В десятку самых инновационных стран входят западноевропейские страны с преобладанием скандинавских государств, а также США и Сингапур. В числе самых инновационных городов можно назвать Сингапур, Барселону, Токио, Копенгаген, Москву. "Умные" города — это экосистемные проекты, подразумевающие создание взаимосвязанной системы решений, основанной на интеграции различных информационно-коммуникационных технологий. Каждый город часто преуспевает в каком-то одном технологическом решении или группе таких решений. В Токио, например, реализованы "умные" системы парковок, городского транспорта, а также обширная сеть точек Wi-Fi, в Копенгагене реализуется проект City Data Exchange, представляющий собой площадку раскрытия важной информации для жителей города, а на велосипедах устанавливаются датчики, которые ведут экомониторинг воздуха.

При этом, бесспорно, Москва является одним из лидеров по готовности и по уровню внедрения "умных" технологий, опережая конкурентов в таких направлениях, как управление транспортом, безопасность и здравоохранение.

Тем не менее однозначно выделить город, который на 100% является "умным" (smart city) в самом широком смысле этого слова, то есть включая "умные" городские услуги, "умные" здания, "умные" системы ЖКХ и "умную" транспортная систему, на сегодня нельзя.

BG: На каких позициях находятся российские города, если сравнивать их с другими примерами применения технологий smart city?

В.Б.: В России общее количество городов, так или иначе внедряющих "умные" технологии, стремительно растет с каждым годом. Лидерами по уже внедренным технологиям являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань и Ярославль. Наиболее показательными кейсами в области внедрения технологий "умного" города в России стали Москва, Санкт-Петербург и Казань. Москва, как уже было отмечено, является одним из мировых лидеров по внедрению решений "умного" города. В Москве, в частности, развитый каршеринг, реализуются проекты "Активный гражданин", интеллектуальная транспортная система, система распознавания лиц и так далее. В Санкт-Петербурге, например, действует система управления транспортом, помогающая "ускорять" движение приоритетного автотранспорта при помощи регулирования светофоров. В Казани реализуются проекты Smart Grid и "умной" транспортной системы.

BG: В каких именно областях городского хозяйства технологии совершают трансформацию? Что именно меняется?

В.Б.: С одной стороны, новые цифровые инициативы направлены на повышение комфорта и безопасности городской среды, доступности ее ресурсов для жителей, с другой — на повышение эффективности использования городской инфраструктуры. Основная трансформация в данный момент затрагивает такие области городского хозяйства, как транспорт, безопасность, энергетика, образование и здравоохранение. Речь, в частности, идет о построении городских интеллектуальных транспортных систем, систем видеонаблюдения и распознавания лиц, развитии дистанционных образовательных и медицинских сервисов.

BG: Какие технологии используются для этого? Какие из них обязательны?

В.Б.: Концепция "умных" городов объединяет в себе разные технологии, но в основе ее находятся искусственный интеллект и интернет вещей. Подключенные устройства поставляют в режиме реального времени огромные объемы данных, которые анализируются системами искусственного интеллекта и на базе этого анализа строятся отчеты и прогнозы, которые ложатся в основу принятия тех или иных решений (в том числе оперативных) о развитии и управлении городской средой.

Ключевой аспект здесь — точность данных и скорость обмена информацией. Поэтому к важным (или обязательным) технологическим составляющим относятся инфраструктура мониторинга подключенных устройств, интеллектуальные платформы, управляющие работой всех задействованных систем, и, разумеется, беспроводной интернет стандартов 3G, 4G или Wi-Fi.

BG: Приведите примеры использования этих новых подходов из российской практики.

В.Б.: Самый очевидный пример — "умное" освещение на базе светодиодного оборудования, которое уже установлено в ряде городов страны с целью энергосбережения. Подобные пилотные проекты реализованы в Москве, Московской, Курской, Владимирской, Тамбовской, Свердловской областях, Краснодарском крае, Республике Бурятия. В составе государственной корпорации "Ростех" проекты "умного" освещения реализует холдинг "Швабе" — им, в частности, уже завершены проекты "Светлый город" в Улан-Удэ и Нижнем Тагиле.

Эффект от таких решений достаточно быстро заметен — как в снижении расходов на электроэнергию (до 50%), так и в уменьшении расходов на обслуживание всей инфраструктуры (до 30% от существующих затрат). Такого эффекта удается достичь в основном за счет двух вещей: уникальной системы управления освещением, позволяющей в режиме реального времени адаптировать уровень освещенности в конкретном месте в соответствии с текущей обстановкой, а также за счет новейших светодиодных фонарей.

Другие заметные примеры — это системы безопасного города и интеллектуальные транспортные системы. В этой области наиболее далеко продвинулась Москва, но растет количество и региональных инициатив: Ярославская область, Тверь, Вологда, Сочи, Петербург, Иркутск и другие регионы.

Дочерние структуры "Ростеха" реализовали пилотную зону "умных" технологий в Рыбинске. В ее состав, в частности, входят "умные" светофоры (режим работы которых адаптируется к изменению дорожной обстановки и интенсивности движения, в частности) и энергосберегающие светильники; на следующем этапе будут установлены информационные стелы и публичные сети Wi-Fi.

Примером решений в этой области является также технологическая интеграционная платформа "Видеогард", разработанная входящим в "Ростех" концерном "Автоматика". Эта платформа способна объединить системы "Безопасный город", 112 и ЭРА-ГЛОНАСС.

В Санкт-Петербурге мы оснастили городской автобусный парк (более 1,4 тыс. пассажирских автобусов) "умными" видеокамерами, которые ведут подсчет пассажиропотока, распознают автомобильные номера машин, которые двигаются в потоке рядом.

С успехом новые технологии используются и в сфере обеспечения общественной безопасности. Например, в Москве, Санкт-Петербурге, ряде других регионов совместно с партнерской компанией NTech Lab мы внедряем систему интеллектуальной видеоаналитики. Эта система распознает лица людей, попавших в поле зрения видеокамер, с высокой скоростью и точностью осуществляет их поиск по базам данных. Она способна определить пол человека, возраст и даже эмоции. Обработка базы из 1 млрд фотографий занимает менее чем полсекунды.

Покупателями этой системы выступают не только государство и муниципалитеты, но и ритейл, банки, сфера развлечений и другие. Сейчас система распознавания лиц в пилотном режиме работает в Альметьевске. Всего за несколько месяцев работы системы, подключенной к 25 камерам в этом городе, было поймано более 30 преступников.

BG: Помимо собственно технологий и инструментов что еще меняется? Появляются ли новые подходы к управлению, схемы принятия решений, участие общества в управлении городом, сбор и анализ данных, на основе которых формируются дальнейшие планы по развитию городской среды?

В.Б.: Внедрение передовых цифровых технологий само по себе дает импульс к изменениям в обществе, в том числе в системе принятия решений. Если раньше городская среда просто генерировала большой массив данных и он никак не обрабатывался, то теперь города учатся правильно собирать и обрабатывать эти данные. В итоге становится ясно, где могут возникнуть наибольшие проблемы и что надо развивать в первую очередь.

По мере развития технологий "умного" города общество все больше будет вовлекаться в процесс управления городом. Например, в Москве уже несколько лет работает кросс-платформенный онлайн-проект "Активный гражданин", с помощью которого можно голосовать по разным важным городским вопросам: от названий новых парков до графика детских каникул. Успех этой системы вызывает большой интерес у российских регионов и за рубежом — кейс внедрения и развития "Активного гражданина" оказался очень показательным.

Интервью взяла Мария Анастасьева

Вся лента