Мы пойдем другим путем
Необычные экскурсии
В Петербурге бум экскурсий — и речь не о том, что Эрмитаж осаждают толпы китайцев, а типовые прогулки по рекам и каналам стартуют почти от каждого моста. Увидеть знакомые дома и улицы под особым углом, проникнуть в потаенные места и за закрытые двери — вот что сейчас в цене. Предложение огромно, охват широк, но и спрос только растет: в летний сезон бронируйте экскурсии заранее.
О футболе
В преддверии чемпионата мира спортивный журналист и комментатор Федор Погорелов разработал экскурсию "Футбольная столица России". Она не для фанатов "Зенита" и вообще не для болельщиков, а для всех, кому интересно посмотреть на историю города и страны через призму спорта. Маршрут — от нового стадиона на Крестовском острове к стадиону "Петровский" с заходом на стадион "Динамо", где игрался блокадный матч (про который, говорит Федор, многое непонятно: официальная версия вызывает вопросы). И в каждой точке есть что вспомнить. Первые матчи конца XIX века. Деревянный "Петровский" по проекту чеха Вейводы, чуть не угодившего в концлагерь по окончании работ. Создание чемпионата СССР. Футбольный бунт 1957 года на ныне разрушенном стадионе имени Кирова. Фанатская взаимопомощь в виде граненых стаканов, развешанных на деревьях: выпил по пути на игру — верни стакан на место. Кстати, в дни чемпионата есть опция пойти после этой экскурсии в бар "О, спорт!" и послушать вживую, как Федор комментирует какой-то из важных матчей.
О вокзале
Красивейший вокзал страны, Витебский, действует до сих пор: заходи и смотри. Но с экскурсией проекта "Петербург глазами инженера" увидишь и поймешь гораздо больше. Во-первых, маршрут включает помещения, недоступные пассажирам: это чердак и бывший зал ожидания для высших чинов, известный как великокняжеские покои; вероятно, к ним вскоре добавится и зал ресторана I класса. Во-вторых, гидов проекта, среди которых есть инженеры, историки и архитекторы, объединяет интерес к технологиям — и умение рассказывать о них емко и внятно, вплетая технические подробности в контекст архитектуры, дизайна и, шире, истории. Вокзальные интерьеры в стиле модерн чудо как хороши, а гид помогает в деталях представить, как здесь все было устроено в начале XX века. Где сдавали багаж и как он поднимался на перрон на специальном лифте. Как разводили потоки чистой и менее чистой публики. Откуда император шел к своему поезду. Что за бригада мастеров делала чугунные клепки. И главное: как отразилась в облике здания идея прогресса. Модерн — это ведь не только завитушки.
Об авангарде
Еще одна экскурсия "глазами инженера" посвящена архитектуре ленинградского авангарда. Двадцатые-тридцатые годы, революционные идеи находят преломление в искусстве, "мы новый мир построим" — и построим его, конечно, по-новому. Функция определяет форму. Архитектура, технологии и функция неразделимы. Дома-коммуны, фабрики-кухни, хлебозаводы вместо маленьких пекарен — к черту буржуазный быт!.. Иными словами, фактурная тема. За три часа на автобусе удается объехать Выборгскую и Петроградскую стороны, где сохранилось немало памятников конструктивизма, включая шедевр европейского уровня — силовую станцию фабрики "Красное знамя" по проекту Эриха Мендельсона. Аналогичная экскурсия проводится по Нарвской заставе. Летом — на велосипедах.
По крепости ночью
Идея — осмотреть место, где людей обычно навалом, без толпы и давки. Экскурсии "Дома культуры Льва Лурье" по ночной Петропавловской крепости начинаются после девяти, когда территорию закрывают для публики и уже не приходится бороться за лучшую точку обзора у памятника Петру или на пристани, а можно без суеты и спешки вникать в нюансы фортификации, церемониал императорских похорон в соборе Петра и Павла и мрачные сюжеты из истории политической тюрьмы, которой крепость была на протяжении двух веков. Впрочем, прогулка вдоль Невы по крышам бастионов и куртин снова настраивает на благостный лад: красиво же.
По парадным и дворам
Проходные дворы, дворы-колодцы и впечатляющие парадные лестницы XIX и начала XX века, сохранившие лепнину, витые перила, метлахскую плитку, изразцовые печи и витражи — всего этого в Петербурге полно, но надо знать адреса и уметь проникнуть за ворота. Молодая бодрая команда общества "Гидеръ" специализируется как раз на таких пешеходных экскурсиях — по Петроградской стороне и по Васильевскому острову, в окрестностях станций метро "Владимирская" и "Чернышевская". Архитектура здесь не самоцель, а повод рассказать об истории районов, повседневной жизни дореволюционного города, устройстве доходных домов и судьбах архитекторов, хозяев и жильцов. Напоследок можно подняться на крышу с панорамным видом.
С высоты птичьего полета
Это не экскурсия, скорее аттракцион, но и он позволяет увидеть город в необычном ракурсе. Гелиевый аэростатный комплекс "Аэролифт" — огромный белый шар с корзиной — стартует от гостиницы "Санкт-Петербург", что напротив крейсера "Аврора", и поднимает пассажиров на высоту 150 метров. Ради бескрайней, ясное дело, панорамы: от Исаакия до Смольного, от исторической промзоны на Выборгской стороне до растущего на берегу залива небоскреба "Лахта-центр". На все про все уходит четверть часа. Подъем возможен в светлое время суток и только при скорости ветра до десяти метров в секунду: если надумаете полетать, изучите прогноз погоды.