Господдержка автопрома заглохла
Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» завершаются
Как стало известно “Ъ”, банки вместе с дистрибуторами стали останавливать действие программ господдержки по всей России. По данным источников “Ъ”, выделенные средства практически исчерпаны, а о продлении участникам рынка ничего не известно. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что программы, достигнув целевого показателя, «успешно завершены». Всего за четыре месяца по программам было продано 85,9 тыс. машин.
В Центральной России госпрограммы, стимулирующие продажи машин, уже не работают, «остался только Дальний Восток», рассказал “Ъ” собеседник в одном из автоконцернов. По его данным, программы приостановили в начале прошлой недели. Источник “Ъ” в другом автоконцерне говорит, что у многих производителей средства по госпрограммам исчерпаны, «у нас пока нет». Другой собеседник Ъ” из концернов сообщил, что «деньги практически закончились», «наши банки говорят, что максимум дотянут до конца месяца с этими программами».
По данным источника “Ъ”, на 29 апреля было потрачено 7 млрд из 7,5 млрд руб. (половина этой суммы шла на поддержку коммерческой техники).
О продлении программ на рынке пока ничего не известно, рассказали “Ъ” в автоконцернах.
Речь идет о программах господдержки спроса на авторынке, запущенных с 1 января,— «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», они предоставляли определенным категориям заемщиков (многодетным семьям и тем, кто покупает автомобиль впервые) скидки в размере 10% от стоимости автомобиля.
В понедельник в Минпромторге подтвердили “Ъ”, что особая программа для жителей Дальнего Востока, запущенная 11 апреля и предполагающая скидку 25% при покупке новых автомобилей российского производства, продолжается. В министерстве добавили, что за четыре месяца реализации программ продано 85,9 тыс. машин, таким образом, установленный целевой показатель в 80,6 тыс. машин достигнут и программы завершаются.
За январь—апрель российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 20,5%, до 545 тыс. машин. По мнению министерства, этого роста удалось достичь за счет системного применения комплекса мер господдержки, и в частности адресных программ стимулирования спроса. Совокупный эффект от реализации программ — более 106 тыс. машин. Так, 20 тыс. машин было продано по программе льготного лизинга, 47 тыс. автомобилей — по программе «Семейный автомобиль» и 39 тыс. машин — по программе «Первый автомобиль».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting рассуждает, что сворачивание этих программ несколько снизит темпы роста рынка, но некритично: за январь—апрель продажи выросли почти на 21%, но только около 16% всех продаж пришлось на эти две программы (86 тыс. из 545 тыс. машин). На текущем этапе рынок способен расти и без их реализации, уверен эксперт.
Как государство поддерживает автопром
В середине апреля Минпромторг увеличил скидки по льготным программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» для жителей Дальнего Востока. В ведомстве не скрывают, что хотят убедить потребителей выбирать не японские иномарки с пробегом, а новые российские машины. Пока это не удавалось: в 2017 году продажи новых машин в ДФО составили лишь 4,5%.