«Делимобиль» и Anytime решили съехаться
На российском рынке каршеринга произошло первое слияние
Mikro Kapital Group (MKG), управляющая активами итальянского предпринимателя Винченцо Трани, за «несколько десятков миллионов евро» приобрела старейший российский сервис каршеринга Anytime. Группа уже вложила €100 млн в сервис «Делимобиль» и до конца 2019 года планирует инвестировать в эту сферу еще €150 млн. Рынок каршеринга в России быстро растет и сильно сегментирован, так что консолидация на нем неизбежна, считают его участники.
MKG Винченцо Трани, контролирующая сервис каршеринга «Делимобиль», приобрела 100% конкурирующей компании Anytime, рассказал “Ъ” представитель «Делимобиля» и подтвердил сам господин Трани. Сумму сделки стороны не раскрывают; по словам источника “Ъ”, знакомого с ходом переговоров, она могла составить «несколько десятков миллионов евро». До сделки 95% Anytime принадлежали Сабине Якубовой, 5% — Леви Ильканаеву. В Anytime на запрос “Ъ” не ответили.
3,6 миллиона поездок
совершили пользователи каршеринга в Москве с января по сентябрь 2017 года (оценка департамента транспорта Москвы)
Как сообщал “Ъ” в январе 2017 года, Винченцо Трани в разное время работал в КМБ-банке, банке «Интеза», МДМ-банке, Росэнергобанке. Бизнесмену также принадлежит ателье Sartoria Reale, которое обещало поставлять костюмы попавшим под санкции российским чиновникам. Он также считается хорошим знакомым соучредителя клуба дзюдо «Явара-Нева» Василия Шестакова, которому помогал организовывать инвестфорумы в Италии.
Приобретение Anytime делает MKG ведущим оператором каршеринговых услуг в России и одним из крупнейших в Европе по объему автопарка, говорят в компании. Anytime начала оказывать услуги каршеринга еще в 2012 году. «В силу того, что сервис работает с 2012 года, у компании зарегистрированных клиентов больше, чем у остальных игроков»,— сообщил “Ъ” господин Трани. Сейчас парк Anytime насчитывает около 800 машин в классах «комфорт» и «бизнес». Сервис работает в московском регионе.
Парк «Делимобиля» состоит из 3 тыс. автомобилей, компания работает в восьми регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске и Грозном. Ежедневно пользователи совершают немногим менее 30 тыс. поездок, говорит представитель компании.
Сделка не предполагает объединения брендов и операционной деятельности, тарифы также не изменятся, уточнил Винченцо Трани. «Наша главная задача сейчас — провести четкую сегментацию и идентификацию ниш, в которых будут работать оба сервиса,— объясняет он.— Так, "Делимобиль" будет заниматься массовым сегментом, Anytime, потенциал которого не был раскрыт в достаточной степени,— премиумом». В планах MKG увеличить количество машин Anytime до 3 тыс., «Делимобиля» — до 5 тыс. В ближайшие два года группа планирует инвестировать в маркетинг и продвижение, а также выходить на рынки ближнего зарубежья. Экспансия планируется в СНГ, уточняет Винченцо Трани, не конкретизируя страны. По его словам, группа уже инвестировала в «Делимобиль» €100 млн, а ее общие вложения в каршеринг на конец 2019 года должны составить €250 млн.
Рынок каршеринга в России динамично растет: по оценке основателя YouDrive Бориса Голикова, в 2017 году его объем утроился и превысил 7 млрд руб. «Та же динамика должна сохраниться по итогам этого года. Еще более активный рост предстоит, когда люди начнут продавать одну из двух машин в семье»,— ожидает он. При этом на российском рынке работает самое большое число игроков в мире, так что консолидация — логичный процесс, считает сооснователь BelkaCar Екатерина Макарова. «Рынок находится в активной фазе роста и заполнен всего на треть: общий автопарк составляет около 7 тыс. авто, в то время как емкость рынка — 20–30 тыс. По сути, сейчас происходит раздел рынка, поэтому нынешний год можно считать для него решающим»,— заключает она.
Треть потребителей готова отказаться от владения автомобилем в пользу каршеринговых и мобильных сервисов
В августе 2017 года консалтинговая компания Capgemini опубликовала исследование, посвященное влиянию новых технологий на поведение потребителей в области выбора, покупки, владения и использования автомобилей. 34% опрошенных назвали подобные мобильные сервисы достойной заменой частному владению автомобилем. Исследователи считают, что такие изменения в поведении потребителей должны заставить автопроизводителей поменять свою стратегию.