Альфа-банк купил себе "Кошелек"
Кредитная организация стала собственником 25% в петербургском стартапе
Альфа-банк приобрел 25% компании CardsMobile, созданной одним из основателей компании i-Free Кириллом Горыней. Инвестиции потребовались стартапу для наращивания рыночной доли приложения "Кошелек", которое позволяет оцифровать в смартфоне банковские, скидочные и транспортные карты и управлять ими через мобильное приложение. Сумму сделки стороны не раскрывают, но, по оценке экспертов, она могла составить около 100 млн рублей.
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Представитель CardsMobile пояснил "Ъ", что инвестиции пойдут на увеличение доли приложения на рынке и рост партнерской сети, способствуя качественному развитию продукта и запуску новых функций внутри "Кошелька". "Бесконтактные платежи очень быстро завоевали свою аудиторию в России и продолжают уверенно увеличивать рыночную долю",— рассказали в компании. По словам представителя CardsMobile, активная аудитория приложения превышает 1 млн человек, до конца 2018 года ее размер планируется увеличить в несколько раз. Емкость рынка бесконтактных платежей в компании оценивают в несколько сотен миллиардов рублей в год.
По мнению инвестиционного менеджера ФРИИ Павла Никонова, приобретение четверти проекта могло обойтись Альфа-банку в 100 млн рублей. Сделка с банком — это не первый инвестиционный раунд для CardsMobile. До этого в нее вложил $2,5 млн один из крупнейших российских ИТ-холдингов "Ланит", а на начальном этапе в проект инвестировал корпоративный венчурный фонд компании i-Free.
В Альфа-банке отметили, что проект представляет интерес с точки зрения перспектив роста и масштабирования. "Команда CardsMobile разрабатывает перспективный продукт, который не является банковским сервисом, но интересен широкой розничной аудитории и торгово-сервисным компаниям — клиентам банка",— подчеркнул представитель кредитной организации. Недавно Альфа-банк также приобрел долю в финтехпроекте Pay-Me.
Господин Никонов считает, что инвестицию в проект сложно назвать стратегической — скорее речь идет о финансовых вложениях компании в смежный сектор. По его словам, проект в первую очередь является приложением для скидок и промосервисов, тогда как оплата картами для него небольшой сегмент бизнеса. К числу недостатков проекта эксперт относит необходимость длительных переговоров с контрагентами для его интеграции. Кроме того, сервис будет интересен далеко не всем ритейлерам, поскольку у них есть возможность идентифицировать скидочную карту по номеру телефона, добавляет эксперт.