Москва хочет сниматься

В Канне прошла презентация Московской кинокомиссии

Российский павильон стал традицией на Лазурном берегу в дни Каннского фестиваля и кинорынка Marche du Film. За его работой наблюдал Владимир Боровой.

В Канне Екатерина Мцитуридзе рассказывала, как снимать кино в Москве

Фото: Роскино

Презентация Московской кинокомиссии заинтересовала и отечественных, и зарубежных журналистов и продюсеров. У российской столицы в профессиональной зарубежной киносреде долгое время была репутация небезопасного, дорогого и неудобного для работы города. Поэтому Москву снимали то в Будапеште, то в Праге.

Проект Московской кинокомиссии, инициированный «Роскино» и поддержанный мэром Москвы Сергеем Собяниным, обсудили в Канне еще год назад. Теперь проект обрел конкретику. Новая организация поможет съемочным группам решать разнообразные организационные вопросы, в том числе взаимодействуя с правительством города. В феврале 2018 года кинокомиссию запустили официально: ее возглавил заместитель мэра Москвы Леонид Печатников.

Для того чтобы представить новую организацию, компания «Роскино» разработала мультижанровый проект «Москва в движении» (Moscow in Motion). Во-первых, это фотопроект Антона Ланге — известный фотограф отснял сотни городских пейзажей-локаций. Его работы вошли не только в подарочный альбом, но и в компактный справочник-гид, удобный для рабочего использования. Во-вторых, был выпущен короткометражный игровой фильм со слоганом «Снимай Москву в Москве» (Shoot Moscow in Moscow). Фактически это был тест-драйв кинокомиссии: как заявила на презентации глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, работа над фильмом показала все сильные и слабые места в организации съемок в Москве. Тест продемонстрировал, что многие вопросы по-прежнему приходилось решать в ручном режиме. В-третьих, разработан сайт комиссии, на котором содержится вся информация, необходимая для успешной работы в Москве зарубежных групп: от требований к документам для рабочих виз до списка основных локаций (на основе фотографий Антона Ланге) и картотеки англоязычных российских актеров.

Несмотря на трудности, которые по-прежнему испытывает комиссия, она уже начала работу и успела договориться о поддержке 11 фильмов. Главным образом это отечественные кинопроекты. Среди них сиквел «Притяжение», экранизация повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Ампир V» по Виктору Пелевину. Но есть и американский проект — байопик о пианисте Ване Клиберне.

Большое достоинство проекта в том, что он доказывает: в Москве помимо очевидно привлекательных, но зачастую труднодоступных локаций наподобие Кремля или станций метро есть все необходимое для полноценного цикла кинопроизводства. А благодаря разнице курсов валют, как утверждают сотрудники кинокомиссии, расценки на производственные мощности, аренду техники и работу специалистов в среднем в полтора раза ниже, чем в Чехии, и в два с лишним раза — по сравнению с Великобританией.

Чего комиссия еще не добилась, так это налоговых возвратов, которыми заманивают к себе кинематографистов многие города и страны. На уровне города сейчас пытаются провести местный закон о частичном возврате потраченных средств, так называемых cash rebates, но, как подчеркнула Екатерина Мцитуридзе, для полноценного решения проблемы требуется федеральный закон. «Роскино» совместно с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения России ведет переговоры о его внесении в Госдуму.

Следует отметить, что все главные мероприятия (в основном презентации новых проектов и студий) проходили при полных залах с присутствием иностранной прессы из профильных СМИ. Живой интерес вызвала презентация сериала для мобильных телефонов «1968.Digital» Михаила Зыгаря, Карена Шаиняна и Тимура Бекмамбетова. Шоукейс компании «Большое кино» с драмой «Непрощенный», где главную роль сыграл Дмитрий Нагиев, был одним из самых оживленных. Вниманием пользовалась и панельная дискуссия о проблемах индустрии «Global Film Showcase», поддержанная Cloud 21 International и Kultura PR International.

Результаты кинорынка, на котором Россия в этот раз была представлена сразу двумя павильонами, Russian Cinema и Made in Russia, станут известны после окончания его работы. Впрочем, все отмечают невысокую активность его участников в этом году. Среди предварительных результатов — интерес к картине «Танки» компании «Планета Информ», проявленный китайскими покупателями, открытие предпродаж фильма «Притяжение-2» компанией Art Pictures, продажа прав Wizart Animation на картину «Снежная королева: Зазеркалье» для широкого релиза в кинотеатрах Франции и франкоговорящих регионов Бельгии, Швейцарии, Люксембурга и Африки.

Вся лента