Омбудсмен требует расследовать преследования геев в Чечне
Татьяна Москалькова повторно обратится в прокуратуру
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова намерена обратиться в прокуратуру с просьбой расследовать заявления о преследовании представителей ЛГБТ в Чечне. Ранее надзорное ведомство отказалось возбуждать уголовное дело по заявлению Максима Лапунова, который утверждает, что из-за нетрадиционной ориентации подвергался незаконному задержанию в Грозном. Тем не менее омбудсмен считает, что в показаниях господина Лапунова «есть основания для возбуждения уголовного дела». Накануне ситуацию в Чечне обсуждали в ООН: и. о. министра юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что ведомство не смогло отыскать в республике представителей ЛГБТ, поэтому их права не нарушаются. Между тем, «Российская ЛГБТ-сеть» утверждает, что продолжает получать сообщения об арестах и пытках гомосексуалов в Чечне — причем не только мужчин, но теперь и женщин.
Ситуацию с правами ЛГБТ в Чечне Татьяна Москалькова прокомментировала в Госдуме после заседания парламентского комитета по развитию гражданского общества. Она рассказала, что ранее прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела по заявлению Максима Лапунова — единственного на данный момент гомосексуала, который публично, не скрывая личность, рассказал о преследованиях в Чечне. «Я ознакомилась с отказными материалами. У меня на этот счет свое мнение, что есть основания для возбуждения уголовного дела. Я буду обращаться к прокурору с просьбой пересмотреть это решение»,— сказала госпожа Москалькова.
Об «охоте на геев» в Чечне впервые сообщила в апреле прошлого года «Новая газета», основываясь на данных «Российской ЛГБТ-сети». В НКО заявили, что гомосексуалов в Чечне похищают и отправляют в секретную тюрьму, где пытают, требуя назвать других представителей ЛГБТ-сообщества, а затем убивают. Организация заявила тогда, что помогла уехать из страны десяткам чеченских гомосексуалов, однако все они продолжают опасаться за свою жизнь, поэтому не могут назвать себя.
Первым факт преследований публично подтвердил 30-летний уроженец Омской области Максим Лапунов, который два года работал в Чечне ведущим развлекательных мероприятий. Он рассказал журналистам, как его незаконно задержали полицейские и потребовали дать информацию о знакомых геях — а когда он отказался, избили и угрожали пытать током. Господин Лапунов провел 12 дней в камере 2х2 м с лужей крови на полу и был освобожден после того, как родственники, проживавшие не в Чечне, подняли шум из-за его исчезновения. Он обратился к правозащитникам и встретился с Татьяной Москальковой, которая передала его заявление в Следственный комитет России (СКР).
Омбудсмен подчеркнула, что следствие объясняет отказ в возбуждении уголовного дела тем фактом, что господин Лапунов покинул Россию, опасаясь за свою жизнь.
«Мне кажется, что у них достаточно собрано материала,— подчеркнула омбудсмен.— Я, по крайней мере, знакомилась с ним, и мне кажется, что нужно расследовать».
Накануне, 14 мая, ситуация с правами ЛГБТ в России обсуждалась в ООН на заседании рабочей группы в области прав человека. И. о. министра юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что сообщения о нарушениях прав геев не подтвердились. Более того, по словам и. о. министра, в Чечне не удалось найти представителей ЛГБТ-сообщества: «Пожалуйста, помогите нам это сделать — обнаружить их». Ранее пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов заявил, что информация о преследовании ЛГБТ является «наглой ложью», а также «одной из форм информационных атак на Чечню и Россию в целом». По его словам, граждане заявляют о притеснениях, чтобы таким образом переехать в Европу. Сам господин Кадыров неоднократно утверждал, что гомосексуальность «нехарактерна для чеченского народа».
Тем временем в «Российской ЛГБТ-сети» утверждают, что преследования ЛГБТ в Чечне не прекращаются. «Мы продолжаем получать просьбы о помощи и продолжаем помогать людям, столкнувшимся с преследованиями. Более того, если раньше к нам за помощью обращались только мужчины, то теперь это касается и женщин,— говорят в организации.—
С января 2018 года мы получаем сообщения о том, что в секретных тюрьмах теперь содержатся гомосексуальные и трансгендерные женщины. Они также подвергаются пыткам и сексуальному насилию».
В НКО сообщили, что с 1 апреля 2017 года смогли вывезти из региона 114 человек. «Из них 41 человек был незаконно задержан и подвергнут избиениям и пыткам, еще 14 гражданам полиция угрожала задержанием или предлагала сотрудничество. Знакомые семь человек были задержаны, и обратившиеся за помощью понимали, что под пытками их имена обязательно будут названы,— сказали в организации.— Еще семь человек получали угрозы о расправе от родственников. 35 человек — близкие родственники пострадавших, для которых оставаться в Чечне было бы опасно». Из них 92 покинули Россию.
«Трех человек выкрали родственники и увезли обратно в Чечню, по нашей информации, один из них уже мертв. По разным причинам еще пять человек самостоятельно вернулись в Чечню, один из них также уже мертв»,— сообщили правозащитники. По их словам, за помощью стали обращаться и жители соседних с Чечней регионов — им якобы угрожают правоохранительные органы республики из-за контактов с чеченцами.
Как правозащитники проверяли судьбу исчезнувших жителей Чечни
В июле прошлого года правозащитный центр «Мемориал» выяснил, что 13 жителей Чечни из «расстрельного списка» полгода не выходят на связь с родными. Из этого делается вывод, что они могут быть убиты. Единственное доказательство обратного — предоставить их живыми, заявили в «Мемориале».