Челябинск заткнут за пояс
Экспертам представили схему «зеленого щита» вокруг города
Главное управление лесами по Челябинской области разработало предварительную схему размещения «зеленого щита», опоясывающего Челябинск. В его состав войдут, помимо городских территорий, земли соседних муниципальных районов, которые прилегают к кольцевой дороге, проходящей на границах города. При этом закрепление за лесополосой нового статуса не отменит действие старых регламентов на отдельные ее части, создав тем самым «эффект матрешки». Чиновники и общественники считают, что присвоение нового статуса позволит оградить леса от вырубки, поджогов и мусора за счет увеличения числа запретов и штрафных санкций. По мнению экспертов, предлагаемый чиновниками «зеленый щит» будет больше похож на решето, поэтому не будет выполнять часть возложенных на него функций, а только создаст дополнительные ограничения, в том числе для бизнеса и развития Челябинской агломерации.
Члены рабочей группы общественной палаты Южного Урала обсудили проект создания «зеленого щита» (лесопаркового зеленого пояса — согласно статье в ФЗ «Об охране окружающей среды»), который, в теории, должен непрерывно опоясывать Челябинск, чтобы создать экологическую защиту для крупного промышленного центра. Региональное управление лесами Челябинской области завершило предварительную работу, представив проект «зеленого щита» с оговоркой, что в него неоднократно будут вводиться коррективы.
По словам представителей областного отделения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), в 1945 году Южный Урал попал в число регионов России, для которых разработали проект опоясывающих 30-километровых зеленых зон. С тех пор законодательство несколько раз менялось, что позволило вывести часть земель, ранее включенных в состав пояса, из охранной зоны и отдать их под вырубку и застройку. Воссоздание зеленого пояса стало возможно после вступления в силу с начала 2017 года изменений в федеральном законодательстве. На территории «зеленых щитов» запрещаются сплошные рубки деревьев, размещение отходов производства и потребления 1–3-го классов опасности, строительство животноводческих комплексов, разработка месторождений полезных ископаемых, капитальное строительство (кроме объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры, а также объектов здравоохранения, образования, туризма и спорта), размещение складов ядохимикатов и удобрений.
Общественники предлагают частично восстановить советскую практику в соответствии с требованиями и запретами, налагаемыми законом. В частности, по словам первого замначальника главного управления лесами Челябинской области Валерия Нигматуллина, министерство имущества и природных ресурсов региона обозначило 225 участков, не подлежащих включению в лесопарковый зеленый пояс,— это те земли, где имеются месторождения полезных ископаемых или участки, включенные в федеральный фонд резерва. Челябинскнедра, а также представило координаты ряда участков, которые невозможно включить в «зеленый щит». В результате вместо непрерывной лесополосы получилась пунктирная. «В зеленый щит включаются земли лесфонда, расположенные в Сосновском районе на площади 16,9 тыс. га (190 кварталов), а также три памятника природы: Каштакский бор, Челябинский городской бор и Ужовский бор. В Красноармейском районе включаются земли лесфонда на площади 1,4 тыс. га (19 кварталов). По предложению Копейска проектируется включение нескольких участков, в том числе озера Шелюгино, Половинное, Четвертое, Синеглазово и Курланды»,— рассказал господин Нигматуллин. Он добавил, что статус зеленого пояса не будет отменять действие других статутов территорий, которые в него войдут. Таким образом будет создан «эффект матрешки», который позволит увеличить охранительный эффект для лесополосы. В частности, «зеленый щит» предполагает более жесткие санкции за нарушение правил пожарной и санитарной безопасности и увеличенные штрафы — до 500 тыс. руб. для юрлиц.
В процессе обсуждения проекта мнения представителей ОНФ и общественной палаты разделились: «фронтовики» считают, что упор в создании «зеленого щита» следует сделать на компенсационные высадки, чтобы полностью восстановить лесополосу в том виде, в каком она задумывалась советским законом. В челябинском отделении ОНФ “Ъ-Южный Урал” сообщили, что им трудно отстаивать эту инициативу, поскольку сформулированное предложение поступает в заксобрание региона через общественную палату, которая, в свою очередь, не особо стремится устанавливать контакт с «фронтовиками». Однако общественники намерены продолжить отстаивать свои позиции, поскольку считают, что в таком случае зеленый пояс теряет часть своих функций. Член регионального штаба челябинских «фронтовиков» Виталий Вороной считает, что площадь «щита» можно увеличить, выйдя за пределы, очерченные кольцевой дорогой. «Там есть заказники, территории земель сельхозназначения, которые люди себе брали и теперь не пользуются, очень скоро они перейдут в состав лесов. Нужно расширить пояс во все стороны, где нет населенных пунктов, по возможности»,— считает общественник. С ним согласились другие эксперты, назвав проект не «щитом», а «решетом». Экономист Сергей Гордеев добавил, что «экономические законы всегда работают», поэтому, если «с одной стороны будет щит, а с другой — ничего», люди поедут осваивать территории с меньшими запретами. В ответ на это глава общественной палаты региона Олег Дубровин ответил, что общественники «и так уже год обсуждают эту тему» и всегда найдется тот, кто «посчитает, что и еще что-то необходимо включить». «Нужно что-то уже взять за основу, невозможно без конца обсуждать наши перспективы»,— добавил он.
Член регионального совета «Опоры России» Андрей Бодрягин считает, что зеленая полоса сможет стать щитом не только для чистого воздуха, но и для бизнеса. «Не наложит ли это хомуты на застройку и развитие бизнеса в пределах кольцевой дороги? Сейчас рассматривается Челябинская агломерация в тех же границах, там много инвестиционных проектов, которые так могут и остаться далекой мечтой, потому что под инвестиции и строительство нужны коммуникации. Вместо этого мы получаем еще ужесточения и ограничения. Обычный трубопровод — 16 км, он так или иначе заходит на лесные земли»,— прокомментировал эксперт. Господин Дубровин ответил, что общественники должны «найти тонкую грань между инвестиционным климатом и населением», для чего нужно согласовать проект со всеми муниципалитетами и областным минстроем. «Это еще предварительная работа, она длинная и кропотливая. Нужно пройти все этапы до того, как документ выйдет на обсуждение жителей Челябинска»,— резюмировал он.