Водителям спецтранспорта светят новые маячки
Минобрнауки утвердило правила обучения шоферов авто с мигалками
Минобрнауки РФ утвердило программы подготовки водителей, планирующих сесть за руль авто с проблесковыми маячками: полицейских машин, карет скорой помощи, пожарных автомобилей, транспорта, задействованного в перевозке охраняемых лиц. В рамках спецкурса найдут отражение проблемы нравственных коллизий при движении с включенной мигалкой, способы профилактики профессионального стресса, граждан также научат скоростному рулению одной рукой с перехватом через ладонь и маневрированию задним ходом. Эксперты отмечают, что уровень подготовки водителей спецтранспорта нужно повышать из-за усложняющихся год от года дорожных условий и роста автопарка.
Приказ Минобрнауки №161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» зарегистрирован в Минюсте и вступает в силу 1 сентября 2018 года. Документ описывает подготовку водителей, которые планируют управлять транспортными средствами (как легковыми, так и грузовыми) с проблесковыми маячками. Приказ содержит примерные программы обучения, на основе которых автошколы и транспортные комбинаты должны составить собственные учебные курсы. Допускать к соответствующему повышению квалификации будут водителей, уже имеющих права: после обучения они получат свидетельство, необходимое работодателю (дополнительных экзаменов в ГИБДД не предусмотрено).
В рамках категории B, к примеру, действует следующий учебный план: изучение нормативно-правовых актов, технических характеристик автомобилей со спецсигналами, использование средств связи и устройств подачи спецсигналов, формирование практических навыков безопасного вождения, первая помощь при ДТП. Отдельным предметом являются основы психологии и этики водителя, в его рамках изучаются особенности принятия решений в различных условиях движения, экстремальные условия профессиональной деятельности, профессиональный стресс и способы его профилактики, этика, мораль и нравственность, а также нравственные коллизии водителя спецавтомобиля, движущегося в транспортном потоке. Управляя спецтранспортом, водитель должен оперативно принять нестандартное для рядового водителя решение на дороге, пояснил “Ъ” главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин.
На практических занятиях будущие водители спецтранспорта изучат основы контраварийного вождения.
Среди выполняемых упражнений — скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе, скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь, маятник правой рукой и левой с поворотом рулевого колеса.
Водитель должен уметь выполнять «змейку» одной рукой (правой или левой), маневрировать задним ходом, делать разворот «восьмерку», выполнять экстренные разгон-торможение.
Приказ Минобрнауки разработан по поручению правительства РФ — документ придет на смену приказу №866 действующему с 2010 года (документы во многом совпадают). «Программы актуализированы в соответствии с действующим законодательством, что позволит обеспечить их полноценную реализацию»,— пояснила “Ъ” президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Новые программы, в частности, впервые допускают возможность обучения водителей для получения подкатегорий прав — А1 (легкие мотоциклы), B1 (квадроциклы), С1 (легкие грузовики массой 3,5–7,5 тонны), D1 (легкие автобусы с 8–16 местами). Потребность в этом давно назрела, говорит Александр Лыткин: полиция в регионах с гористой местностью уже может использовать квадроциклы, а небольшие автобусы применяются различными силовыми службами.
В Росгвардии и ФСИН на запросы “Ъ” по поводу обучения водителей спецтранспорта не ответили. В Минздраве РФ рассказали, что на балансе регионов находится 20,6 тыс. автомобилей скорой помощи, водителей принимают на работу в соответствии с требованиями Минтруда и Минобрнауки. «То, что принималось в 866-м приказе в 2010 году, несколько потеряло актуальность,— считает глава Центра высшего водительского мастерства, известный специалист по контраварийному вождению Эрнест Цыганков.— Тогда исходили из того, что водитель едет в довольно разреженном потоке на относительно небольших скоростях. Но условия движения на улицах постоянно меняются, нужно менять и квалификацию людей. Специалистов нужно готовить к настоящим экстремальным ситуациям. Нужно вводить обязательную переподготовку минимум раз в два года».
Ужесточение подготовки водителей работу скорой помощи не улучшит, считает председатель независимого профсоюза медработников «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков. «Сейчас ситуация такова, что для медицинских перевозок автокомбинаты берут водителей с любыми правами, никаких особых требований к ним не предъявляется. Хотя во время СССР на скорую пускали водителей только первого-второго класса со стажем не менее пяти лет. Для получения работы очередь стояла,— рассказал он “Ъ”.— Сейчас работа эта крайне непрестижная, возникает ощущение, что скоро и права не нужны будут».