Как выглядят пол и потолок тарифного коридора ОСАГО
В качестве примеров новой тарифной политике в секторе ОСАГО Банк России приводит такие расчеты: средний обобщенный водитель по стране платит за полис 5,8 тыс. руб., после изменений его полис подорожает до 7 тыс. руб. Молодому и неопытному жителю Челябинска с автомобилем мощностью свыше 150 лошадиных сил сейчас полис обходится в 24,9 тыс. руб., а подорожает до 31 тыс. руб. Жителю же небольшого населенного пункта старшего возраста, опытному водителю с авто до 50 л. с. сейчас ОСАГО обходится в 1,5 тыс. руб., а будет — в 1,7 тыс. руб. Таковы примеры подорожания ОСАГО по верхней границе тарифного коридора. Расчеты по нижней границе приятнее для потребителей: если сейчас средний обобщенный водитель по стране платит за полис 4,9 тыс. руб., то будет — 3,9 тыс. руб. Для молодого автовладельца из Челябинска расширение тарифного коридора вниз означает снижение цены полиса до 17,3 тыс. руб. (с 20,8 тыс. руб.), для опытного пенсионера из небольшого населенного пункта — 950 руб. вместо 1,2 тыс. руб.
Также регулятор намерен повысить точность определения стоимости страхования для конкретного водителя, расширив с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента возраста и стажа (КВС), в том числе и за счет экологических характеристик авто — и реформировать коэффициент бонус-малус (КБМ, учитывает аварийность водителя), привязав его не к договору, а к водителю, и зафиксировав его значение на год. При этом будут исключены случаи обнуления страховой истории, а водителю будет присвоен на момент вступления этого нововведения наименьший КБМ из всех действующих договоров ОСАГО, в которых он упомянут. Эти изменения обеспечат большую дифференциацию тарифов при заключении договоров.
Глава «Ингосстраха» Михаил Волков настаивает — «когда мы говорим про обеспечение прав потребителя, мы подразумеваем, что для этого нам нужна свобода действия, высокоубыточные водители должны платить больше». Сам он находился в Краснодаре — одном из наиболее токсичных для страховщиков регионе. Ситуация, по его словам, не изменилась, рынок в регионе не вышел из кризиса. «Про расширение коридора скажу, что 20% для достижения полной справедливости недостаточно, но во избежание социального напряжения это логично»,— говорит он, уверяя, что после расширения коридора страховщики не ринутся на 20% повышать тарифы, «конкуренцию никто не отменял».
В пресс-службе «Росгосстраха» “Ъ” заявили, что тут поддерживают планы ЦБ (компания находится в периметре санации банка «Открытие» как участник одной с ним группы). «Сегмент ОСАГО по-прежнему остается в целом убыточным, и отсутствие действенных мер на фоне сохраняющихся инфляционных тенденций чревато дальнейшим ухудшением ситуации не только для страховщиков, но и для автомобилистов»,— говорят в компании.
В Минфине, которому предстоит законодательно оформлять реформу ОСАГО и который предлагал несколько иной подход (в том числе разные виды полисов, покрывающие разные наборы рисков), “Ъ” заявили, что намерены сначала детально изучить предложения ЦБ и затем высказать свое мнение.