Наблюдение с третьей попытки
Начата процедура банкротства АО «9 Центральный автомобильный ремонтный завод»
Арбитражный суд Саратовской области признал обоснованным заявление региональной профсоюзной организации гражданского персонала Вооруженных сил России о признании АО «9 Центральный автомобильный ремонтный завод» банкротом и ввел на предприятии наблюдение. Предприятие фактически прекратило производство, испытывало проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам, а его руководство стало фигурантом уголовного дела о хищении 266 млн руб. В министерстве промышленности и энергетики региона считают, что наблюдение может привести к оздоровлению завода. Эксперты говорят, что для выхода из кризисной ситуации власти должны искать возможности для его загрузки.
В Саратовской области началось банкротство АО «9 Центральный автомобильный ремонтный завод» (9ЦАРЗ), расположенного в Энгельсе. Соответствующее заявление в арбитражный суд подала региональная организация профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России. Профсоюз требует признать предприятие несостоятельным и включить требования кредитора в размере 1,08 млн руб. для удовлетворения во вторую очередь. Речь идет о зарплатах сотрудников. Суд признал заявление обоснованным и ввел в отношении должника процедуру наблюдения на четыре месяца.
Заявление профсоюза с требованием признать оборонное предприятие банкротом третье по счету. Первое в ноябре 2017 года подали пятеро работников. Поводом к подаче заявления послужила задолженность по заработной плате за период с 1 декабря 2016 года по 30 апреля 2017 года на суммы от 172,15 тыс. до 419,45 тыс. руб. Суд оставил первый иск без движения в связи с выявленными нарушениями процессуальных норм — к заявлению не были приложены копии паспортов истцов. В декабре 2017 года иск от тех же заявителей был принят, однако в феврале 2018 года им отказали во введении наблюдения в отношении должника. Было установлено, что указанная задолженность взыскана. Представитель ответчика пояснила, что долг по зарплате погашен в полном объеме. О погашении 55‑миллионной задолженности по зарплате перед работниками предприятия правительство Саратовской области объявило в начале февраля 2018 года.
Кроме того, в сентябре прошлого года Арбитражный суд Саратовской области отказал ПАО «Уральский завод РТИ» в банкротстве АО «9ЦАРЗ». Сумма долга (994,07 тыс. руб.) оказалась недостаточной для возбуждения дела о банкротстве. Для стратегических предприятий она должна быть не менее 1 млн руб.
Непростую экономическую ситуацию на заводе обсуждали на заседании правительства Саратовской области в декабре 2017 года. Министр промышленности и энергетики региона Александр Куликов заявил, что два оборонных предприятия, в том числе АО «9ЦАРЗ», прекратили производство. С его слов, предприятие долго существовало фактически без руководства, под управлением АО «Спецремонт» (64,97% в уставном капитале компании «9ЦАРЗ»). В 2012 году в отношении предыдущего руководства было возбуждено уголовное дело по факту хищения 266 млн руб. О его ходе нет новой информации, на запрос „Ъ“ в Главном военном следственном управлении СК РФ пока не ответили.
Новое руководство должно было предоставить в региональное правительство план дальнейших действий по урегулированию ситуации на предприятии ОПК, однако официальных сообщений о подготовке такого плана не поступало.
Известно, что 2016 год завод закончил с убытком в размере 16,5 млн руб. Данных за последний отчетный период не поступало.
В министерстве промышленности и энергетики региона считают, что введение процедуры наблюдения в отношении завода может стать инструментом финансового оздоровления предприятия, а также поможет привлечь эффективного инвестора и собственника в целях восстановления производственной деятельности и создания новых рабочих мест.
По мнению сопредседателя общественного совета при облминпроме Сергея Лисовского, сейчас перед руководством области и предприятия стоит задача загрузки производственных мощностей завода. «Предприятие подведомственно „Ростеху“. Его производство специфическое — тягачи, которые оно обслуживало, выпускались на Украине в 1980‑х годах. Но из процедуры банкротства можно выйти на любой стадии. Если руководству удастся загрузить завод, это не будет проблемой», — считает Сергей Лисовский.