Голос Америки
Умер Том Вулф
В Нью-Йорке на 88-м году жизни умер Том Вулф, лучший журналист среди писателей и лучший писатель среди журналистов США второй половины ХХ века.
Журналист и писатель Том Вулф
Фото: Bebeto Matthews, AP
«Отец ''новой журналистики''» — этот титул намертво закрепился за Вулфом. Хотя точнее назвать его идеологом направления, обрушившего в 1960-х годах всю привычную иерархию литературных жанров. Сам термин «новая журналистика» Вулф ввел в оборот, как считается, в 1973 году, а два года спустя закрепил его в легендарной одноименной антологии.
В тени иных авторов, включенных в антологию,— Нормана Мейлера или Джоан Дидион — сам Вулф, возможно, выглядел не столь эффектно. Он не растворялся с риском для разума и жизни в брутальном безумии своих героев, как Хантер Томпсон в «Ангелах ада». Не возводил на материале зверского массового убийства готический замок психопатологического романа, как Трумен Капоте в «Хладнокровном убийстве». Не нырял во вьетнамский ад, как Майкл Герр в «Кесане». Его слава началась в 1962 году с репортажей о скромных домашних американских радостях: быте Лас-Вегаса, конкурсах красоты или фестивалях автомобилей. Гораздо позже настанет час эпических документальных романов. Это будет прежде всего одна из главных книг о контркультуре — «Электропрохладительный кислотный тест» (1968) о кочующем «кислотном» карнавале, устроенном Кеном Кизи, автором «Полета над гнездом кукушки», и его бандой «Проказников». И, конечно, история (1983) космической гонки между США и СССР «Битва за космос» («Парни, что надо»), тут же экранизированная Филом Кауфманом. А еще блестящие эссе «Раскрашенное слово» (1975) и «От Баухауса до нашего дома» (1981), в которых Вулф, нагло пользуясь статусом живого классика, не оставил мокрого места от модернистских живописи и архитектуры, объявив их сплошным надувательством. Особенно славно это звучало из уст автора, буквально втолкнувшего современную журналистику в ряд модернистских искусств.
Величие Вулфа как первопроходца — величие барометра.
В начале 1960-х он действительно первым — еще до трясины вьетнамской войны, до хиппи, до кровавых мятежей в негритянских гетто и сериала политических убийств — почувствовал, что американскую реальность лихорадит, трясет, корежит. И вместе с ней лихорадит, трясет, корежит англо-американский язык, в своем благообразном варианте абсолютно не пригодный для описания этой реальности.
Старых слов не хватает, необходимо создавать новый словарь, переходить, если и неологизмов не хватает, на звукоподражание, сленг, в крайнем случае — рычание и урчание. Старомодными казались — хотя без них «новая журналистика» не могла бы состояться — даже величайшие образцы американской социальной документалистики 1910–1930-х годов: книги Линкольна Стеффенса, Эптона Синклера, Джона Рида.
Да что там говорить. Чтобы понять шок, испытанный читателями начала 1960-х, достаточно прочитать начало очерка Вулфа «Лас-Вегас (Что?) Лас-Вегас (Я вас не слышу! Слишком шумно!) Лас-Вегас!!!»: а начало это не что иное, как 57 раз повторяющееся слово «х..ня». Или даже не зачин, а просто название репортажа о том самом фестивале автомобилей: «Ур-ра! Ур-ра! Вон она — та самая Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка!» Или нырнуть в захлебывающиеся, без начала и конца, периоды «Электропрохладительного кислотного теста», вынырнув из которых никакого ЛСД в жизни принимать не будешь, потому что благодаря Вулфу уже увидишь все, что можно, и все, что нельзя, увидеть «под кислотой».
Литературный и журналистский цеха сразу же презрительно окрестили то, что «новой журналистикой» еще не именовалось, «паражурналистикой». Обвинили в лучшем случае в «импрессионизме». В худшем — во «вторжении во внутренний мир человека». Действительно, Вулф и его соратники просто-напросто зарезали священных коров профессии: «сдержанность» и «объективность». Ввели в ткань документального повествования весь арсенал чисто литературных средств, включая — подумать страшно — поток сознания. Не жертвуя, правда, во имя выразительности обостренной репортерской наблюдательностью, вниманием к, казалось бы, случайным деталям, придающим, однако, запечатленной реальности кинематографическую яркость.
Проще говоря, Вулф с сотоварищами научили Америку без страха и без оглядки на надуманные правила приличия говорить своим голосом.
В предисловии к антологии «Новой журналистики» Вулф насмехался над извечной мечтой любого американского журналиста написать Роман. Точнее говоря, Большой Американский Роман. Какой, к черту, роман! Американская жизнь — бестолковая, отчаянная, тщеславная, жестокая, наивная, идиотская, величественная — превосходит в своей немыслимости любой вымысел. Однако же сам Вулф — что очень трогательно — искуса Романом не избежал. В жанре fiction он дебютировал, когда ему было уже под шестьдесят, отменно неполиткорректным памфлетом «Костры амбиций» (1987). Через три года Брайан Де Пальма экранизировал этот роман в жанре «яппи в опасности» о «золотом мальчике» с Уолл-стрит, случайно зарулившем с любовницей в Южный Бронкс. За «Кострами» последовали романы «Мужчина в полный рост» (1998) и «Я — Шарлотта Симмонс» (2004), по мнению критики, литературной славы Вулфу не прибавившие. Впрочем, ни в какой дополнительной славе он к тому моменту уже не нуждался.
Фотогалерея
«Я никогда не встречал американца, который бы хотел построить империю»
«Я вырос в тридцатые. Это было потрясающе спокойное время»
Том Вулф родился 2 марта 1931 года в Ричмонде, штат Виргиния. В 1957 году получил докторскую степень по специальности «Американистика» в Йельском университете. Первый опыт работы в качестве журналиста Вулф получил в 1956 году, сотрудничая с газетой The Republican
Фото: AP
«Когда ты молод, сама возможность того, что ты когда-то состаришься, кажется нелепой»
Первое признание к писателю пришло спустя пять лет — работая штатным журналистом газеты The Washington Post, он получил премию Гильдии издателей периодической печати за обзор революции на Кубе
Фото: AP
Том Вулф стал пионером так называемой «новой журналистики» — своеобразного синтеза репортажа и прозы. Он упомянул впервые этот термин применительно к своим работам и публикациям Хантера Томпсона, Нормана Мейлера, Трумана Капоте и других. Его книга «Новая журналистика и антология новой журналистики» вышла в 1975 году
Фото: AP / Jim Cooper
Глубокие описания американской жизни Вулфом создали новый вид социального репортажа и изменили журналистику. Он создал интересные портреты молодой наркокультуры, движений в поддержку социальной справедливости и меняющихся социальных традиций
Фото: AP / Erik S. Lesser
«У меня есть определенная симпатия к тому, что пытается делать Джордж Буш. Однако его экскурсия в Ирак несколько затянулась»
На фото писатель с бывшим президентом США Джорджем Бушем-младшим и его супругой Лорой
Фото: AP / Pablo Martinez Monsivais
«Я демократ до мозга костей»
Про Вулфа говорили — под пиджаком денди цвета слоновой кости, поп-журналистикой и самораскруткой лежит глубоко моральный, традиционный и консервативный характер
Фото: AP / Peter Kramer
«Вряд ли на нашей планете есть более трогательная сцена, чем прекрасная женщина, готовящая еду для того, кого она любит»
В 1978 году Вулф женился на арт-директоре знаменитого журнала Harper’s Magazine Шейле Бергер
Фото: AP / Gary He
«Я горд, что в моих последних книгах трудно найти какие-либо политические мотивации. Нет более важной мотивации, чем быть хорошим писателем»
Фото: AP / Tina Fineberg
Вулф появляется в восемнадцатом сезоне популярного сериала The Simpsons, в серии «Мона Лиза», выпущенной в 2006 году. В эпизоде высмеивалась преданность Вулфа к белым пиджакам — испачканный шоколадом, писатель незамедлительно снимает его, обнаруживая точно такой же, надетый под ним
Фото: AP / Charles Sykes
Том Вулф стал одним из наиболее успешно продаваемых писателей в США, обладателем восьми различных литературных премий и автором 15 книг. Его произведения были неоднократно экранизированы: по роману «Костры амбиций» в 1990 году был снят фильм с Брюсом Уиллисом и Томом Хэнксом в главных ролях
Фото: AP / Bebeto Matthews
«Смерть — это последнее путешествие, которое нам предстоит. Самое длинное и самое удивительное»
Том Вулф скончался 15 мая 2018 года в больнице в Нью-Йорке, куда его доставили с инфекцией
Фото: AP