Игра с призраками
Мария Сидельникова о финале Dior a Versailles
"Помните, в детстве мы примеряли корону со словами: "Вот теперь-то я точно королева!"". Это цитата из интервью художницы и главного дизайнера ювелирной линии Dior Виктуар де Кастеллан французскому журналу Le Figaro. Дело было несколько лет назад, и говорила она совершенно о другой коллекции, но с украшениями де Кастеллан всегда так: надела и — королева.
Кольцо Vanite Sapphire, розовое золото, бриллианты, сапфир
Кольцо Volupte Diamant Jaune, желтое золото, бриллианты, желтый бриллиант, рубины
Кольцо Cachette Diamant, желтое золото, бриллианты, желтые бриллианты, розовые сапфиры, лак
Серьги Vanite Pierre de Lune, белое золото, бриллианты, лунные камни, сапфиры, розовые сапфиры
Серьги Cachette Beryl Vert, белое и желтое золото, бриллианты, зеленые бериллы
Двойное кольцо Volupte Aigue-Marine, белое и розовое золото, бриллианты, аквамарин, сапфир
Кольцо Volupte Spinelle Bleu, желтое и розовое золото, бриллианты, синяя шпинель
Кольцо Cachette Opale Claire, желтое и розовое золото, бриллианты, белый опал
Колье Vanite Rubellite, белое и розовое золото, бриллианты, рубеллит, серые шпинели
Колье Vanite Diamant, белое золото, бриллианты
Эскиз колье Intimite Tanzanite из розового золота с бриллиантами и танзанитом
Новая коллекция Dior a Versailles, Pieces Secretes,— не исключение. Тем более что действие ее разворачивается в бывшей резиденции французских королей, в Версале, но не в известных всему миру больших парадных апартаментах и зеркальной галерее, а в лабиринте тайных комнат, спрятанных от посторонних глаз. Здесь решались важнейшие государственные вопросы, и двери были закрыты даже для фавориток (маркиза де Помпадур негодовала). В одних комнатах хранились платья короля, другие предназначались исключительно для принятия ванны после охоты, в третьих жили эти самые фаворитки. И что тут творилось, одним только стенам известно. Салоны, будуары, спальни, бюро, гардеробные, многие из которых соединены тайными пассажами,— историки насчитали в Версале не меньше двух сотен секретных комнат.
В коллекции Виктуар де Кастеллан 36 украшений (22 кольца, 4 пары серег, 9 колье и 1 браслет), но тайн они хранят ничуть не меньше. Не уступают они Версалю и своей барочной пышностью, с ее страстью к сочетанию объемов и гротескных деталей. Избыточные и внешне, и эмоционально, творения француженки выглядят богато, как королевские покои. В них считываются аллюзии и на причудливые завитки лепнины, и на статичные прически монархов, но общее впечатление — они изящны, как барочная сюита.
Кольца де Кастеллан напоминают и о старинных перстнях, которые скрывают драгоценные секреты. Открываешь одно, из белого и желтого золота, украшенное бриллиантами, а там, словно жемчужина в раковине, прячется миниатюрный рубин. Скользнет вверх крышка с красным рубеллитом или с переливающимся прозрачным опалом, а под ней — филигранная корона, выписанная желтым и розовым золотом и инкрустированная бриллиантами. Но ошибутся те, кто ждет от новой коллекции Dior бесконфликтного оммажа французской монархии. Во фрагментах старинных зеркал, вмонтированных в украшения, то там, то здесь мелькают черепа и кресты, вполне однозначно намекая на бренность всех мирских — читай королевских — утех. Почудилось? Вовсе нет. "Мне хотелось поиграть с призраками и черепами,— объясняет Виктуар де Кастеллан,— намекнуть, что здесь есть нечто, невидимое глазу,— ты не знаешь, что именно, но ощущаешь его присутствие".
Где тщеславие, там и сладострастие — еще одна верная примета барокко. Но у де Кастеллан страсть к наслаждениям представлена в виде сердечек и голубков, которыми декорированы кольца и ожерелья. Есть и откровенно траурная нота в коллекции. Украшенные королевской короной серьги — одна для короля, другая для королевы — с золотыми деталями, замаскированными под локоны волос, вдохновлены мемориальными украшениями.
Коллекция Dior a Versailles — это трилогия, и Pieces Secretes — ее завершающая часть. Увлекательнейшее ювелирное путешествие по королевской резиденции Dior начала со знаменитых интерьеров в стиле рококо (Dior a Versailles, 2016). Виктуар де Кастеллан представила ночной Версаль при свете свечей, где за разговорами гостей слышался звон серебра о фарфор. Дизайнер играла с идеей исторических украшений — на первый план вышли розовое золото и черненое серебро. Следующая глава — версальские сады (Cote Jardins, 2016). Изумруды, бриллианты, сапфиры и турмалины принимали формы деревьев, разлетались брызгами фонтанов и пели оду совершенной геометрии главного королевского садовника Андре Ленотра.
Версальская страница перевернута. Впереди у ювелирной линии Dior новая глава и новая коллекция, которая интригует побольше королевских пыльных секретов: Виктуар де Кастеллан празднует свой 20-летний юбилей в Dior. В 1998 году она перешла сюда из Chanel, чтобы с нуля создать в парижском модном доме ювелирную линию. Вандомская площадь вздрогнула. Одна из главных модных хулиганок богемного Парижа, рыжеволосая дерзкая красотка, которая еще вчера носила уши Микки-Мауса и плясала до утра, теперь пишет и рисует историю уважаемого дома. Революция де Кастеллан была тихой, но решительной. Камни, большие и цветные, поэзия и панк, фантазия, чувственность, смелость — все, что она создавала в Dior, шло вразрез со строгими ювелирными кодами Пляс-Вандом. Де Кастеллан хотела делать украшения, которые носят, но при этом такие, чтобы надела и — королева!
Ручная работа
Сказки о том, что роботы заменят человека, начинают становиться былью. Фабрики осваивают машинный труд, сокращая время производства массы изделий. Одинаковых. Ювелирные коллекции массового производства сегодня есть у каждой крупной марки: так называемые доступные изделия. Их задача — приобщать к ювелирному искусству молодое поколение. И на этом фоне украшения, выпущенные в единственном экземпляре или ограниченным тиражом, приобретают дополнительную ценность. Ценность предмета, созданного вручную. Организаторы новой ювелирной выставки GemGeneve к антиквариату и редким камням добавили только штучные украшения малоизвестных дизайнеров. Парижская ювелирная школа L'Ecole при поддержке дома Van Cleef & Arpels показывает всем желающим, насколько это увлекательно и сложно — работать руками. Часовой гранд Patek Philippe каждый год выпускает коллекцию, при создании которой используются старинные техники и ручная работа. "Драгоценности — это эмоции" — так или примерно так говорят многие собеседники "Стиль. Украшения". А ведь именно эмоции отличают нас, людей, от роботов. Так пусть машины возьмут на себя рутину — а мы заново освоим все тонкости ручной работы.
Фото: Sotheby's
Фото: Courtesy of Chopard