Террористов привлек «Город Хобби»
В Москве вынесен приговор интернациональной группировке сторонников запрещенного «Исламского государства»
От 15 до 18 лет заключения назначил Московский окружной военный суд (МОВС) четырем участникам группировки, планировавшей в конце 2016 года теракт в столичном торговом центре «Город Хобби». Трагедию, как стало известно “Ъ”, удалось предотвратить после того, как один из заговорщиков, подорвавшись на бомбе собственного изготовления, рассказал ФСБ о лидере группы. Последним оказался гражданин Молдавии, принявший ислам и успевший повоевать с ополченцами на юго-востоке Украины.
26 октября 2016 года в больницу подмосковного Наро-Фоминска поступил уроженец Таджикистана Хикматулло Наимов, получивший минно-взрывную травму. Оказав пострадавшему помощь, врачи сообщили о происшедшем в полицию. Осмотрев частный дом, в котором произошло ЧП, оперативники обнаружили многочисленные упаковки с селитрой, используя которую Наимов и делал бомбы. Информацию об этом полицейские передали в ФСБ, которая начала расследование инцидента.
Допросив Наимова, чекисты выяснили, что вместе с ним в доме проживал уроженец Молдавии Виктор Федорович. Последнего объявили в розыск и задержали в аэропорту Домодедово, откуда он собирался вылететь в Кишинев.
Беглец признался, что вместе с Наимовым собирал бомбы, которые они планировали использовать для терактов в Москве. При этом он сообщил, что в их диверсионную группу входили уроженец Ингушетии Тамерлан Цечоев и еще один гражданин Таджикистана, Аброр Хайдаров, работавшие таксистами в Москве.
Федорович связывался с ними по электронным мессенджерам, не зная, где именно живут его сообщники. Чекистам потребовалось еще несколько недель, чтобы вычислить заговорщиков и задержать их в столице. При этом в квартире, которую снимал Тамерлан Цечоев, оперативники нашли автомат Калашникова, три гранаты без взрывателей и еще одну самодельную бомбу. От части арсенала подозреваемый успел избавиться, выбросив из окна многоэтажки холщовый мешок с двумя пистолетами Макарова и пистолетом-пулеметом «Скорпион» чешского производства. В доме его сообщника Аброра Хайдарова оперативники изъяли кофемолку, в которой измельчалась селитра, а также препараты, использовавшиеся для изготовления взрывчатки.
В середине декабря 2016 года всем четверым было предъявлено обвинение в «подготовке теракта» (ст. 30 и ст. 205 УК РФ), «организации террористического сообщества и участии в нем» (ст. 205.4 УК РФ), «незаконном изготовлении взрывчатки» (ст. 223 УК РФ), а также в «незаконном обороте оружия и боеприпасов» (ст. 222 УК РФ).
Уже в ходе следствия выяснилось, что организатор диверсионной группы Федорович и его помощник Наимов получали инструкции от некоего уроженца Таджикистана Солихова, являвшегося одним из командиров запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Присягнув на верность ИГ, они записали соответствующий ролик, отправив его Солихову. Видеозапись впоследствии стала одним из доказательств связи фигурантов с террористической организацией. Кстати, инструкции по мессенджерам поступали как из Сирии, так и из Турции, где находился разыскиваемый Россией и Таджикистаном боевик.
Сами инструкции содержали указания по изготовлению СВУ из подручных средств, для приобретения которых террористы часто выезжали на московский рынок «Садовод». При этом они использовали автомобиль Daewoo Nexia под управлением Аброра Хайдарова. Специалистом по сборке СВУ выступал Хикматулло Наимов, получивший ранения в Наро-Фоминске.
Как было установлено следствием и судом, в 2015 году Наимов участвовал в боевых действиях в Сирии на стороне ИГ. При этом сам обвиняемый утверждал, что ни в кого не стрелял, а лишь готовил еду боевикам. Тем не менее следователи выяснили, что из Сирии обвиняемый Наимов перебрался на Украину, где познакомился с Виктором Федоровичем, принявшим ислам. Одно время они вместе в составе подразделения вооруженных сил Украины воевали с ополченцами в Донбассе, а в 2016 году переехали в Россию, где познакомились с Аброром Хайдаровым и Тамерланом Цечоевым.
Члены диверсионной группы, по данным следствия, планировали теракты в московском торговом центре «Город Хобби» на Щелковском шоссе. В задачу группы входило изготовление бомб и проведение разведки — самоподрывы в центре накануне новогодних праздников должны были совершить другие люди, а участники раскрытой группы при необходимости — поддержать их огнем из автоматов.
Правда, в суде обвиняемые отрицали эти данные, уверяя, что не договаривались о месте и времени совершения терактов. «Федорович признавался, что планировались теракты с участием смертников,— уточнил “Ъ” адвокат Цечоева Андрей Чередниченко.— Но где именно, их кураторы так и не определили».
Как бы то ни было, в ходе следствия Хикматулло Наимов и Виктор Федорович признали вину в терроризме и приобретении оружия у Тамерлана Цечоева. Последний, кстати, этого не отрицал, но был категорически не согласен с тем, что его обвинили в причастности к террористической группе. «Цечоев признавался лишь в хранении пистолетов, которые ему передал родной дядя, скрывавшийся от кровников»,— рассказал “Ъ” господин Чередниченко, полагающий, что автомат и гранаты его подзащитному могли подбросить.
Аброр Хайдаров также отрицал, что являлся участником террористического подполья, утверждая, что он лишь помогал обвиняемому Наимову приобретать на рынке различные химикаты, якобы не догадываясь, зачем они понадобились.
В марте 2018 года ФСБ закончила расследование уголовного дела, которое после утверждения обвинения прокурором поступило в МОВС. В ходе прений сторон гособвинение попросило приговорить Виктора Федоровича и Хикматулло Наимова к 18, а Тамерлана Цечоева и Аброра Хайдарова к 16 годам заключения строгого режима. В последнем слове большинство подсудимых признали вину лишь в части инкриминируемых им деяний, попросив суд вынести справедливое решение. При этом Аброр Хайдаров сказал, что ему нравится Россия, в которой он хотел бы остаться жить после отбытия срока.
Поскольку в деле содержались секретные материалы оперативных разработок, МОВС огласил лишь вводную и резолютивную части приговора. Согласно им судейская тройка признала подсудимых виновными во всех инкриминируемых им преступлениях, приговорив Виктора Федоровича к 18, Хикматулло Наимова и Тамерлана Цечоева к 16, а Аброра Хайдарова к 15 годам строгого режима. Адвокаты осужденных собираются обжаловать приговор в Верховном суде.