Концерты

Классика, трип-хоп и БГ

Александр Малаховский

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В мае в Петербурге будут исторически важные гастроли немецкого дирижера Кристиана Тилемана со своим оркестром, а на Новой сцене Александринского театра французский ансамбль 2e2m даст три мировые премьеры от лучших современных композиторов из России. Если на академическую музыку настроя нет, то стоит послушать трип-хоп Morcheeba или "Аквариум" в начале июня.

Ансамбль Intercontemporain в Концертном зале Мариинского театра, 21 мая

Фото: Luc Hossepied

Французский ансамбль современной музыки Intercontemporain — по сути, это камерный оркестр из 31 музыканта — в 1972 году собрал титан послевоенного авангарда Пьер Булез для исполнения партитур новейшего времени. К сегодняшнему дню на счету коллектива немыслимое количество мировых премьер, которые обеспечили ему репутацию главного мирового знатока новой музыки. То, что впервые в Россию Intercontemporain едет по частной инициативе, на открытие пятого фестиваля re.Musik, да еще и в Петербург, а не в Москву, как минимум удивительная ситуация. На концерте, который в любом случае попадет в историю, будут классические авангардные вещи (например, искусная миниатюра Improvise Булеза, где легко оценить филигранную технику ансамбля) и две мировые премьеры: худрука фестиваля Мехди Хоссейни и Дмитрия Курляндского, вероятно, самого известного экспериментального российского композитора современности.

Morcheeba в клубе "Космонавт", 23 мая

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Английские ветераны трип-хопа Morcheeba, в отличие от коллег из Massive Attack и Portishead, никогда не стеснялись заигрывать с R&B и диско, но это все равно не отнимает у них той фирменной отстраненности, за которую жанр и любят. В Петербург группа едет с песнями из нового альбома (выйдет 1 июня) и без диджея Пола Годфри. Впрочем, главные действующие лица — обладательница мягкого голоса Скай Эдвардс и психоделический гитарист Росс Годфри — остались на месте, а значит, концерт можно смело рекомендовать всем, кто любит неспешную прохладную музыку.

Валерий Гергиев с иностранными солистами в Концертном зале Мариинского театра, 24 мая

Фото: Александр Шапунов

Учитывая сумасшедший график Валерия Гергиева, при котором никогда не угадаешь, в какой момент дирижер и оркестр будут в хорошей форме, концерты с маститыми солистами остаются самыми безопасными вариантами. Известный скрипач Рено Капюсон и пианист Гийом Беллом сыграют прекрасные французские сонаты (Дебюсси, Франк), арфистка Софья Кипрская вместе со струнниками продемонстрирует тонкую красоту "Священного танца и светского танца" (тоже Дебюсси). За Гергиевым остаются контрастный южный колорит рапсодии "Цыганка" Равеля и живописные волны "Моря" Дебюсси (эта музыка написана так красочно и доходчиво, что ее название легко угадать без подсказок из программки).

Гастроли Кристиана Тилемана, Дениса Мацуева и Дрезденской государственной капеллы в Мариинском-2, 25 мая

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Исторически важное событие конца мая — визит дирижера Кристиана Тилемана и его оркестра, Дрезденской государственной капеллы. Тилеман, ученик легендарного маэстро Герберта фон Караяна и один из самых известных классических музыкантов наших дней. Даже утонченно виртуозный Второй фортепианный концерт Листа в исполнении звездного пианиста Дениса Мацуева представляется здесь только приятным дополнением, главное — концертная интерпретация одной из величайших партитур XIX века, великолепной Четвертой симфонии Брамса.

Ансамбль 2e2m на Новой сцене Александринского театра, 25 мая

Фото: предоставлено Новой сценой Александринского театра

На закрытии фестиваля re.Musik сыграет 2e2m, один из старейших ансамблей новой музыки из Франции. Название концерта "Родина и Родина" недвусмысленно намекает на эмиграцию: композиторов Николая Обухова, Ивана Вышнеградского и Артура Лурье выгнала из страны Октябрьская революция, современников Владимира Раннева, Сергея Невского и Алексея Сысоева из России никто не гонит, но на Западе их ценят и понимают чуть ли не больше, чем на родине. Кроме того, 2e2m исполнит три новых сочинения на тексты узников концлагерей: редчайший для России случай, когда современная музыка становится высказыванием на серьезную тему.

Борис Березовский в Большом зале филармонии, 2 июня

Фото: Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича

Пианист Борис Березовский завоевал первую премию на Конкурсе имени Чайковского в 1990-м и надолго уехал за границу, где сделал завидную музыкальную карьеру. После возвращения пианиста в Россию в 2013-м его концерты перестали быть чем-то исключительным. Это выступления музыканта образцовой выучки, чаще всего с консервативной программой. В Большом зале филармонии Березовский сыграет вальсы Шопена и Вторую сонату Рахманинова, чуть выбиваются из привычного филармонического репертуара соната и этюды Скрябина и сочинения Балакирева.

"Аквариум" в клубе А2, 7 июня

Фото: Анастасия Макарычева, Коммерсантъ

В середине нулевых многим показалось, что Борис Гребенщиков и группа "Аквариум" стали милым советским анахронизмом, а к концу второго десятилетия двухтысячных их с удовольствием слушают модники на фестивале Stereoleto. Последний альбом "Время N" и вовсе приобрел репутацию острого комментария на злобу дня и мгновенно разошелся на цитаты. Песни из "Времени" музыканты должны были сыграть еще в марте, но концерт перенесли на июнь из-за состояния здоровья Гребенщикова.

Вся лента