Обещанного 300 лет ждут
MLA+ представило проект изменения краевого центра к юбилею города
Архитектурная компания MLA+ бывшего главы Бюро городских проектов Андрея Головина представила идеи реновации Перми к 300-летию. Предполагается, что в краевом центре появится два транспортно-пересадочных узла, скоростной трамвай и несколько полностью измененных зон, освобожденных от промышленной застройки и дающих доступ к акватории Камы. Федеральные эксперты не сообщили стоимость реновации, а локальные усомнились в том, что город потянет такие масштабы. Реализацию проекта может отодвинуть на неопределенный срок и строительство третьего моста через Каму.
Вчера на Пермской ярмарке начала работу выставка «Стройкомплекс регионов России — 2018». В рамках этого мероприятия состоялась презентация проекта «Пермь — 300 лет на Каме». Свои идеи реновации города к юбилею предложили сотрудники архитектурного бюро MLA+, местные и федеральные эксперты.
По словам эксперта MLA+, бывшего руководителя МАУ «Бюро городских проектов» Андрея Головина, предлагаемые идеи — результат работы экспертной группы в течение года. «Пока эта идея не испорчена сомнениями и действиями», — предварил презентацию господин Головин.
Эскизы были представлены в виде ролика и показывали, как изменится город в результате реновации нескольких крупных зон. Основная идея — допуск горожан к акватории реки, который сейчас заблокирован промышленной застройкой.
Преподаватель Высшей школы урбанистики Глеб Витков пояснил: современные тренды основываются на том, что города уже застроены. «Нужна работа с тем, что уже есть, гибкие трансформации, поиск новых функций. Цель существования человека в городе уходит от трудовых отношений, у него появляется больше времени и возможностей», — отметил господин Витков. На вопрос, какие российские города уже пошли по этому пути, он ответил, что лидером является Пермь. «В России очень не любят делать долго. Мы столетиями живем плохо, но хотим, чтобы завтра стало идеально. В Москве было много проектов. Вам повезло с губернатором, который знает московский опыт, а мы все можем ему помочь держать скорость», — пояснил Глеб Витков.
Проект бюро MLA+ предполагает размещение специфических объектов, таких как театры, галереи, транспортно-пересадочные узлы, в тех местах, где они будут активировать территорию. Первый проект под названием «Пермь Сити» предусматривает реновацию территории вокзала Пермь II. Она должна стать деловым центром и при этом разместить более 8 тыс. проживающих здесь людей. Второй проект — «Ворота Перми» — включает зону развязки у кампуса ПГНИУ и сквера имени Олега Новоселова. Проект «Университетский» охватит 155 га территории завода Дзержинского, где возможно осуществить выход к Каме. «Порт Любимов» предполагается разместить поблизости, в долине реки. Проект «Разгуляй» включает долину Егошихи в примыкании к улице Ленина. Кроме того, здесь предложено разместить новое здание Пермского театра оперы и балета. Проект «Новая Мотовилиха» мог бы содержать транспортно-пересадочный узел для автобусов, трамваев и железной дороги. Приоритет предлагается отдать общественному транспорту, в частности скоростным и обычным трамваям, которые свяжут микрорайон Парковый и площадь Восстания, а также пройдут по улицам Окулова и Ленина.
Идею разгрузки города от промышленных предприятий поддержала депутат заксобрания края Татьяна Миролюбова. По ее подсчетам, в Перми промышленные предприятия занимают 44% от застроенной территории, тогда как в Екатеринбурге — 15%. «Я солидарен с изменениями в районе Перми II, в Разгуляе, Мотовилихе. Это очень затратно, не быстро, но имеет смысл», — отметил бывший губернатор Пермской области Геннадий Игумнов.
Презентация вызвала вопросы у архитектурного сообщества. Так, председатель правления краевого Союза архитекторов Виктор Воженников заметил, что трамвайное депо в Разгуляе является объектом культурного наследия. «Оперный театр вы „садите” на место нового памятника Татищеву, а обустроить вокруг депо вряд ли кто-то позволит». Генеральный директор MLA+ Яна Голубева ответила, что для театра, возможно, найдется и другое место, но «здесь должно быть что-то знаковое». «Наша задача — показать вам возможности, важна связь между урбанистической средой и рекой», — добавила госпожа Голубева.
С критикой проекта выступил и главный архитектор проектного института ООО «Арт-проект Сатурн-Р» Игорь Луговой: «Я прикинул, что на эти проекты требуется от 800 млрд до 1 трлн руб. Если тратить по 10 млрд руб., потребуется 100 лет. Поэтому предлагаю переименовать проект в „Пермь-400“. Я призываю вас ограничиться тремя проектами: „Первогородом“ (территория Разгуляя. — „Ъ-Прикамье“), сценой оперного театра и галереей».
После этого выступления микрофон попросил глава Перми Дмитрий Самойлов. «Я коллеге Луговому отвечу, не могу сдержаться. Да, за пять лет это не успеть. Но не дело каждый раз наступать на одни и те же грабли. У нас новый глава города и новый генплан каждые пять лет. Да, идеи требуют 20–30 лет, но у города должно быть будущее. Я сам с некоторыми моментами не согласен, но это развитие, и я полностью поддерживаю команду разработчиков», — эмоционально отреагировал господин Самойлов.
Мнение высказал и зампред правительства, министр строительства Пермского края Михаил Сюткин: «Проект, который предполагается реализовать к 300-летию, должен быть локальным. Если начать все и сразу, есть ощущение, что не сделаем ничего. Но нужно понимать, что есть территории, которые строятся за счет бюджета по адресной инвестиционной программе. А реновация — это программа инвесторов».
Обсуждение концепции завершилось перерывом, после которого Андрей Головин представил главные идеи преобразования транспортного сообщения. Согласно его докладу, необходимо создать вокруг центра Перми транзитный обход, в частности включить в него улицу Строителей, которая либо будет замкнута в тоннель, либо станет эстакадой. Городу необходимо также устранить квартальные разрывы и достроить районные улицы. На улице Ленина предложено сократить количество полос для движения и проложить трамвайные пути, а улицы Петропавловскую и Окулова сделать двусторонними. Рассматривается идея скоростного трамвая и детской железной дороги. По словам директора института экономики транспорта и транспортной политики Сергея Чеботарева, Пермь может получить на эти цели федеральное финансирование в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», который вскоре включит в программу объекты транспортной инфраструктуры. «Очень рад, что весь проект рассчитан на 50 лет, удовольствие вы будете получать долго!» — заметил господин Чеботарев.
Организация трамвайного сообщения вызвала вопросы местных экспертов. Так, бывший главный архитектор Перми Геннадий Игошин рассказал, что в 1970-х годах был подготовлен проект скоростного трамвая, который шел бы от Перми II через улицу Чкалова на площадь Дружбы. «Стоимость оказалась на 5% меньше, чем у метро. Поэтому власти попросили рассчитать строительство метро. Мы сделали и это. Но помешал Ельцин, который решил сначала сделать метро в Екатеринбурге. Я сам сжег всю документацию на строительство в Перми, потому что она была секретной. И насчет тоннеля было три проекта. Но главное — это мост. Без еще одного моста через Каму город „попадет“. Нужно и развитие улицы Крисанова для обхода Центрального рынка. Мечта у вас хорошая, но и за 20 лет не сбудется», — посетовал господин Игошин.
По мнению Игоря Лугового, мостов нужно два или три, поэтому он поинтересовался у разработчиков, где планируется построить хотя бы один. «Сейчас уточняются границы агломерации. Поэтому рассматривается семь-восемь вариантов расположения моста. Два из них были приоритетными, но их надо переделывать, так как появились новые предложения, они меняют параметры транспортного спроса», — пояснил Сергей Чеботарев, имея в виду предложенные проекты.