Северной Корее нанесли тяжкое сравнение
КНДР пригрозила США отменить встречу на высшем уровне, если риторика Белого дома не изменится
В наметившемся было политическом потеплении на Корейском полуострове и вокруг него в среду произошел серьезный откат. В ответ на американо-южнокорейские военно-воздушные учения Северная Корея отменила намеченную на 16 мая встречу на высоком уровне между представителями двух Корей. А в ответ на высказывание представителя администрации США пригрозила отменить запланированный на 12 июня американо-северокорейский саммит, пояснив при этом, что не собирается полностью отказываться от своей ядерной программы.
В ночь со вторника на среду Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) выпустило подряд два заявления. Первое — от имени агентства — гласило, что запланированная всего днем ранее встреча на высоком уровне между КНДР и Южной Кореей отменяется. На ней высокопоставленные чиновники двух стран должны были обсудить «практические шаги по реализации Пханмунчжомской декларации», подписанной 27 апреля, то есть шаги по денуклеаризации КНДР.
Причиной отмены встречи были названы американо-южнокорейские учения Max Thunder, которые, по мнению ЦТАК, «являются откровенным вызовом Пханмунчжомской декларации и намеренной военной провокацией, идущей наперекор течению хорошо развивающейся ситуации на Корейском полуострове». Эти военно-воздушные учения, которые проводятся с 2009 года, в этот раз начались 11 мая. В них приняли участие около ста самолетов, включая американские стратегические бомбардировщики B-52. К слову, это далеко не самые крупные учения союзников: в проводившихся в начале апреля учениях Foal Eagle и Key Resolve были задействованы около 350 тыс. военнослужащих двух стран, но они почему-то протестов Пхеньяна не вызвали.
Как страны сворачивали ядерные программы
За первым заявлением ЦТАК последовало второе, подписанное первым заместителем главы МИД КНДР Ким Гё Гваном. Тот предупредил, что глава КНДР Ким Чен Ын пересмотрит свое решение встретиться с Дональдом Трампом 12 июня, если Вашингтон не «прекратит нести воинственный вздор».
Пхеньян возмутило высказывание нового советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который, выступая в эфире телеканала Fox News еще 29 апреля, заявил о предпочтительности «ливийского варианта» решения северокорейской ядерной проблемы. Господин Болтон имел в виду события 2003–2004 годов, когда под давлением Вашингтона бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи полностью отказался от ядерной программы. «В случае Ливии все переговоры о денуклеаризации велись закрыто, о них не было известно публике,— заметил господин Болтон.— Но результатом стало то, что американские и британские, а не международные эксперты получили доступ ко всем ядерным объектам страны. Мы видели их так близко, как никогда ранее».
«Это не нацелено на решение вопроса через диалог,— заявил Ким Гё Гван.— А, по сути дела, обнаруживает весьма гнусный замысел принудить нашу достойную республику к горькой судьбе Ливии и Ирака, подвергшихся агрессии».
«Заявление Джона Болтона не могло не вызвать соответствующей реакции КНДР и в этом смысле выглядит странно — это явно неудачное сравнение,— полагает глава азиатской программы московского Центра Карнеги Александр Габуев.— Варианта тут два. Во-первых, возможно, что после двух визитов главы Госдепартамента США Майкла Помпео в Пхеньян в Вашингтоне решили, что Ким согласен на все и они четко понимают его "красные линии", но ошиблись. Либо, что тоже вероятно, мы наблюдаем очередной случай рассинхронизации в Белом доме, где есть сторонники более жесткой и более мягкой политики в отношении КНДР». Подобные заявления вкупе с недавним решением Дональда Трампа выйти из иранской ядерной сделки могут серьезно снизить шансы на успешное завершение переговоров, заключил собеседник “Ъ”.
В Госдепартаменте США заявили, что пока «не получали ни формального, ни неформального обращения из Пхеньяна» и узнали обо всем из прессы, а подготовка к намеченному на 12 июня саммиту идет, как и было запланировано.
Научный сотрудник Asan Institute for Policy Studies Го Мён Хён обратил внимание “Ъ” на то, что заявление Джона Болтона было сделано 29 апреля, а учения начались 11 мая. По его мнению, запоздалая реакция на них Пхеньяна указывает на то, что причиной его недовольства являются отнюдь не эти события. По мнению собеседника “Ъ”, скорее всего, стороны столкнулись с серьезными разногласиями, и КНДР решила припугнуть США возможностью отмены встречи. «Я полагаю, что в ходе предварительных консультаций представители США и КНДР достигли размытых договоренностей о том, как мог бы выглядеть план ядерного разоружения Северной Кореи. По мере же приближения саммита американцы перешли к конкретике, и северокорейцам это не понравилось»,— отметил Го Мён Хён.
Он призвал также не хоронить межкорейское урегулирование: КНДР с легкостью отменила встречу с Южной Кореей, так как Пхеньян полностью уверен, что «она может быть проведена в любое время после одного телефонного звонка».
В целом же, по мнению всех опрошенных “Ъ” экспертов, американо-северокорейский саммит все же состоится, а происходящее сейчас всего лишь тактические действия двух стран, желающих выйти на переговоры с более выигрышной позицией.