Женская доля
Тренд
По данным исследования "Индекс женского предпринимательства", женщины в России стали больше интересоваться предпринимательством. Главный мотив для них — рост собственного благосостояния и статуса, а основные опасения связаны с отсутствием стартового капитала и опыта.
Российские женщины стали активнее интересоваться возможностями предпринимательства — об этом свидетельствуют данные "Индекса женского предпринимательства" (Women Business Index, WBI), который фиксирует уровень развития деловой и социальной среды для развития женского бизнеса. Этот показатель рассчитывают "Опора России" и НАФИ на данных опроса 1 тыс. женщин по случайной выборке и отдельно 500 женщин, занимающихся предпринимательством.
Согласно результатам четвертой волны исследования (оно проводится каждые полгода), во втором полугодии 2017 года индекс WBI составил 69,1 пункта — на 13 пунктов выше начального показателя второй половины 2015 года и на 10 п. п.— первого полугодия 2017-го. Значение индекса выше 50 указывает на преобладание позитивных оценок, ниже 50 — негативных. При расчете WBI учитываются такие факторы, как отношение женщин к предпринимательству, бизнес-климат, инфраструктура для старта бизнеса и личные качества женщин.
Индекс состоит из трех составляющих: "Культура предпринимательства" (71,2 пункта), "Личные качества" (66,8) и "Предпринимательская экосистема" (57,6). Последняя составляющая включает в себя восприятие доступности инфраструктуры для детей-дошкольников, возможностей для бизнес-образования и финансирования. Там же — кадровые проблемы и доходность бизнеса, которая осталась на уровне прошлого замера. Согласно опросу, только пятая часть (19%) предпринимательниц указала, что оборот компании вырос за последние полгода, в 36% случаев он упал. Снизился и уровень позитива в восприятии ситуации с кадрами: только 15% предпринимательниц планируют увеличивать штат в ближайшие полгода, поднимать оплату труда сотрудникам готовы 20% опрошенных.
Основным стимулом к предпринимательской деятельности женщины называют материальное благополучие — об этом заявили 39% опрошенных. Второй по популярности причиной начать свое дело для женщин является желание получить высокий социальный статус руководителя (на это указали 24%). На третьем месте — желание реализовать свою идею и приносить пользу (13%). Среди барьеров к старту предпринимательской деятельности женщины указывают отсутствие финансовых возможностей (33%), неуверенность в себе (16%) и нехватку знаний и опыта (10%).
Отметим, что с 2016 года Корпорация МСП совместно с комитетом по развитию женского предпринимательства "Опоры России" и благотворительным фондом "В ответе за будущее" проводят обучающую программу "Мама-предприниматель". Она была разработана специально для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости. Обучение проводится в форме пятидневного очного тренинга (интенсива) по основам предпринимательской деятельности и эффективного управления бизнесом с погружением в деловую среду, привлечением опытных экспертов и представителей региональных структур поддержки МСП.
Важная часть программы — конкурс бизнес-планов участниц. По итогам защиты бизнес-планов перед независимым жюри определяется победительница, которая получает грант на открытие своего бизнеса. В 2018 году размер гранта составляет 100 тыс. руб.
"Корпорация выполняет роль соорганизатора и координатора программы, обеспечивает вовлечение органов исполнительной власти субъектов РФ, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП к участию в реализации программы в субъектах РФ, а также обеспечивает подготовку тренеров по программе",— пояснил "Ъ" в пресс-службе корпорации.
По данным корпорации, в 2016-2017 годах программа была реализована в 21 субъекте РФ, где специалисты корпорации провели 25 тренингов, обучили более 700 женщин, из которых 28 победительниц получили грант. В 2018 году при участии корпорации программа уже стартовала в 12 субъектах, где в ней приняли участие 323 женщины, из которых 12 победительниц получили грант. До конца текущего года программу планируется реализовать не менее чем в 50 субъектах РФ.
Одна из участниц программы, Софья Умеренкова из Тулы, мама двухлетнего сына, считает те тренинги, которые она посетила в ходе конкурса, настоящим билетом в предпринимательскую жизнь. "В 2016 году я послала на конкурс свою заявку — идею магазина детского текстиля. Она вошла в число 30 лучших, и в течение нескольких дней меня и других прошедших отбор участниц готовили к финалу конкурса. Нам читали различные лекции — о юридической стороне ведения бизнеса, о планировании, об основах бюджетирования и бухгалтерии, помогли составить бизнес-план. И, хотя я не выиграла сам конкурс, я смогла применить новые знания в реальной жизни и открыть свое швейное производство",— рассказывает она. Сейчас, по словам предпринимательницы, с момента открытия магазина в 2017 году она уже продала более 850 предметов текстиля — детских платьев, игрушек, одеял. "Сейчас у меня работает одна швея, а я сама выезжаю на примерки, но к осени я надеюсь, что мы переедем в настоящий магазин в месте с хорошей проходимостью, расширим торговлю через интернет, сделаем интерактивный сайт для заказов",— рассказывает она.
Помимо информационной поддержки, с 2017 года с помощью МСП Банка корпорация предоставляет женщинам-предпринимателям специализированные кредитные продукты — "Экспресс на текущие цели" и "Экспресс на инвестиции". Целевой аудиторией по данным продуктам являются организации, в которых единоличным исполнительным органом (руководителем) является женщина, а также не менее 50% долей в уставном капитале организации принадлежит женщинам.
На инвестиционные цели кредит предоставляется на срок до трех лет в размере от 1 млн до 15 млн руб., на текущие средства — на срок до года в размере от 1 млн до 5 млн руб. Процентная ставка по данным продуктам для целевого сегмента женщин-предпринимателей от 8,9% годовых для среднего бизнеса, 9,9% — для малого.
Целью кредитов могут быть как пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности предприятия, так и реализация инвестиционных проектов. Финансовые продукты ориентированы на поддержку предпринимательниц, прошедших обучение по образовательным программам Корпорации МСП, в том числе "Мама-предприниматель", и зарегистрированных на портале бизнес-навигатора МСП.