«Никто не посмотрел и не проконтролировал»
В Ульяновске возбуждено второе уголовное дело по факту смерти после плановой операции
В Ульяновской области после прокурорской проверки возбуждено второе уголовное дело по факту смерти пациентки после операции, в ходе которой вместо физраствора был применен формалин. Областная прокуратура считает, что уголовную ответственность должны понести все должностные лица, причастные к подмене раствора и сокрытию ошибки. Виновным по новому уголовному делу по факту будет грозить до пяти лет лишения свободы.
По материалам прокурорской проверки следственное управление Следственного комитета России (СКР) по Ульяновской области возбудило уже второе уголовное дело по факту гибели пациентки Центральной клинической медико-санитарной части Ульяновска (ЦК МСЧ) 28-летней Екатерины Федяевой, которой 15 марта этого года во время плановой лапароскопической операции вместо физраствора влили 200 граммов раствора формалина. В региональном минздраве об инциденте стало известно только на следующий день, когда состояние пациентки резко ухудшилось. СУ СКР возбудило уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 118 УК РФ). Екатерину Федяеву перевели в областную больницу, а потом — в Москву, в Федеральный медицинский биофизический центр. Спасти ее не удалось — 5 апреля она умерла. Уголовное дело переквалифицировали на причинение смерти по неосторожности вследствие неисполнения профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ, до трех лет лишения свободы).
Сразу же после трагедии по требованию губернатора был уволен главврач ЦК МСЧ Владимир Демин, затем, после проверки регионального минздрава, уволили главную медсестру и всю операционную бригаду, в том числе операционную сестру и заведующих гинекологическим и хирургическим отделениями.
В СУ СКР отмечают, что обвинение никому не предъявлено, пока нет даже подозреваемых. Однако установлено, что флакон с формалином по непонятным причинам находился на полках с другими растворами. Его должна была принести медсестра, но та поручила это санитарке. Медсестра должна была вслух громко зачитать надпись на флаконе перед использованием, но этого не сделали. В свою очередь врач должен был проконтролировать, что находится во флаконе. «Никто не посмотрел и не проконтролировал»,— сказал “Ъ” руководитель следственного отдела СУ СКР Азат Акжигитов. По его словам, почти сутки, вплоть до утра 16 марта «как члены операционной бригады, так и ряд других лиц» скрывали ошибку даже от руководства больницы, вследствие чего Екатерине Федяевой не была своевременно оказана необходимая помощь.
«Весь ужас ситуации в том, что даже ночью, когда пациентке стало плохо, реанимация, не зная об инциденте, проводила совсем не те реанимационные мероприятия, которые были необходимы»,— добавил господин Акжигитов.
Прокуратура настаивает, что все должностные лица, причастные к ошибке и ее сокрытию, должны понести за это уголовную ответственность. В четверг по ее материалам СУ СКР возбудило второе уголовное дело по более тяжелой статье — ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека, до пяти лет лишения свободы). В СУ СКР отмечают, что в дальнейшем оба дела, скорее всего, будут объединены.
Региональный министр здравоохранения Рашид Абдуллов признает, что шансы на спасение Екатерины Федяевой были бы значительно выше, если б персонал не скрывал свою ошибку. Но в случившемся он видит не системную проблему, а «просто халатность»: «Все правила в медицине написаны кровью, продумана тройная “защита от дурака”, и надо просто четко правила исполнять. Невыполнение своих прямых обязанностей на каждом уровне и привело к фатальному исходу».