Лицензии получат прописку в реестре
Минэкономики закрепляет приоритет электронных форм перед бумажными
Минэкономики опубликовало законопроект о переходе к реестровой модели лицензирования, при которой подтверждением наличия лицензии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет считаться соответствующая запись в открытом электронном реестре, а не выданные им документы. Речь о полном отказе от документальных подтверждений пока, впрочем, не идет: при желании лицензиат сможет бесплатно получить выписку из реестра в электронном виде или за деньги — в бумажном.
Поправки Минэкономики к закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» — это очередное звено масштабной реформы разрешительной деятельности, предусматривающей, в частности, активное внедрение информационных технологий. Как отмечал замглавы ведомства Савва Шипов, закрепление приоритета электронных форм предоставления разрешений позволит создать сквозную систему их учета всеми уровнями власти (см. “Ъ” от 17 июля 2017 года).
Документ вносит изменения в само определение лицензии — ею будет считаться «специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности… которое подтверждается записью в реестре лицензий». Поясним, сейчас таким подтверждением выступает бумажный или электронный документ, выданный лицензирующим органом. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, такой подход позволит упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании и сократить документооборот.
В обязанности лицензирующих органов войдет обеспечение публичного доступа к формируемым ими электронным реестрам — их предполагается размещать в интернете в формате открытых данных. Запись о выдаче лицензии должна быть внесена в реестр в день принятия приказа вместе с его реквизитами.
Хотя законопроект предполагает, что отсылка к реестру должна являться достаточным подтверждением наличия разрешения, он не отменяет традиционного механизма получения выписок — их по-прежнему можно будет запрашивать как в бумажном, так и в электронном виде. Стимулировать отказ от материальных форм предлагается нулевой пошлиной за выдачу электронных выписок: для бумажных справок она сохранится. Документ также предполагает возможность подачи и получения лицензионных документов через МФЦ.
Унификация записей в нынешних реестрах лицензий в соответствии с новыми требованиями должна быть проведена до 1 января 2021 года. Автоматического аннулирования бумажных лицензий, выданных до вступления закона в силу, не будет.