10 фильмов фестиваля Beat

Выбор Ксении Рождественской

31 мая в Москве стартует Beat Film Festival — фестиваль документального кино о новой культуре. В программе традиционно собраны лучшие неигровые фильмы, рассказывающие о том, как устроен современный мир. В этом году в фокусе фестиваля, как всегда, музыка, а также искусство, спорт и политика. Не первый год Beat Film Festival устраивает национальный конкурс с отдельным жюри — и впервые в программе представлен специальный слот «GRRRL POWER». Weekend выбрал фильмы, которые нельзя пропустить


GRRRL POWER

Грейс Джонс: хлеб и зрелища

Режиссер Софи Файнс

Режиссер Софи Файнс, автор «Киногидов извращенца» со Славоем Жижеком, отправилась вместе с Грейс Джонс на Ямайку, родину певицы. Получилось настоящее хоум-видео — певица сидит за столом, общается с родственниками, пьет вино, гуляет. Но Софи Файнс перемежает интимную, частную жизнь «богини диско» кадрами ее концертных выступлений — и делает это уверенно и резко. Она не противопоставляет два образа, не сталкивает «домашнюю» Грейс Джонс и «официальную». Они накладываются друг на друга, «хлеб» и «зрелища» становятся синонимами, а Грейс Джонс оказывается почти мифологической героиней.

Институт «Стрелка», 31 мая, 21.00 (открытие фестиваля) «Каро 11 Октябрь», 7 июня, 20.00


Искусство: цены и ценности

Баскья: взрыв реальности

Режиссер Сара Драйвер

Сара Драйвер — жена Джима Джармуша и продюсер его ранних фильмов, независимый режиссер, автор культовых «Вы не я» и «Лунатик». Она чувствует Нью-Йорк, как мало кто из режиссеров, а уж Нью-Йорк рубежа 1970–1980-х, апокалиптический, пустеющий мегаполис на пороге экономической катастрофы, в котором тем не менее цветет искусство,— это ее дом. Фильм о ранних годах художника Жан-Мишеля Баскья начинается с финального кадра джармушевского «Отпуска без конца»: это тоже история о юном художнике, живущем на улице, как бы документальное продолжение дебюта Джармуша. Драйвер собирает хронику, разговаривает с культурными героями того времени, в результате чего получается портрет города и человека, который этот город меняет, и одновременно портрет нью-йоркской арт-сцены. Баскья-граффитист (под именем SAMO), Баскья — оформитель витрин, Баскья-меломан, Жан-Мишель Баскья, дух Нью-Йорка.

МСИ «Гараж», 3 и 5 июня, 21.30 «Каро 11 Октябрь», 11 июня, 19.00


Серые сады

Режиссеры Альберт и Дэвид Майзелсы

Фильм 1975 года, классика документального кино, вдохновившая дизайнеров, режиссеров и музыкантов на бесконечные оды, игровые ремейки и мюзиклы. Мусорная американская готика, снятая приверженцами «прямого кино» братьями Майзелс. Два обломка аристократии — Большая Эди и ее дочь Маленькая Эди, тетка и двоюродная сестра Жаклин Кеннеди-Онассис,— доживают свой век в поместье «Серые сады». Поместье на грани распада, героини полностью зависят друг от друга. Большая Эди поет, Маленькая Эди шепчет, болтает и одевается в занавески, кошки гадят прямо в доме, мир продолжает разваливаться. Фильм вошел в десятку лучших документальных фильмов всех времен по опросу журнала Sight And Sound.

МСИ «Гараж», 7 июня, 21.30 ЦДК, 9 июня, 17.00 Мультимедиа Арт Музей, 10 июня, 17.00


Тем летом

Режиссер Йоран Хьюго Олссон

Своеобразный приквел к «Серым садам». В 1972 году фотограф Питер Бирд и Ли Радзивилл, сестра Джеки Кеннеди-Онассис, приехали в поместье «Серые сады» к экстравагантным отшельницам Большой Эди и Маленькой Эди. Бирд отснял несколько пленок, а потом в поместье позвали братьев Майзелс, которые и сняли там свои культовые «Серые сады». Шведский документалист, виртуоз монтажа Йоран Хьюго Олссон скомпоновал пленку, снятую тогда Бирдом, записи Энди Уорхола, «крестного отца киноавангарда» Йонаса Мекаса, добавил предисловие и послесловие Бирда — и получилась история: коллаж, всплеск времени, безмятежное лето, в котором Трумен Капоте, Мик Джаггер, Энди Уорхол, бродячие кошки, еноты и водопроводчики появляются и исчезают, как будто придуманные Большой и Маленькой Эдди. «Серые сады» — фильм настолько важный для американской культуры, что «Тем летом» кажется домашним видео Моны Лизы, снятым перед тем, как к ней пришел Леонардо.

Мультимедиа Арт Музей, 1 июня, 19.00 МСИ «Гараж», 8 июня, 21.30 ЦДК, 10 июня, 19.00


Всему есть цена

Режиссер Натаниэль Кан

Путешествие наивного героя по миру больших денег, сияющих скульптур и щедрых мазков краски. Режиссер, оскаровский номинант Натаниэль Кан, не пытается узнать подлинную стоимость произведений современного искусства, хоть и обрамляет фильм кадрами с аукциона «Сотбис». Он интересуется другой ценой: сколько денег готов требовать за картину арт-дилер? Сколько готов платить коллекционер? Сколько платит художник? Кан исследует экономику страсти, он пытается понять, в какие отношения современное искусство вступает с модой, политикой, личными травмами. Его героев объединяет одно: они постоянно смотрят на очень дорогие работы. Художник-затворник Ларри Пунс, менеджер по продаже самого себя Джефф Кунс, коллекционер Стефан Эдлис — они, а также Уорхол, Гитлер и Вуди Аллен становятся фрагментами этой комедии о цене искусства.

МСИ «Гараж», 2 и 9 июня, 21.30


Музыка

Заткнись и играй на рояле

Режиссер Филипп Йедике

Музыкальный пранкер, Борат от фортепиано, Чилли Гонзалес в первую же минуту фильма объявляет, что он — самый успешный музыкант всех времен. Он тяжеловат, немолод, некрасив, необаятелен и неотразим, он называет себя гением и работает на износ — и он действительно может все: панк, рэп, фортепианную музыку, стыдный стендап и самый неловкий в мире стейдж-дайвинг: Гонзо прыгает с филармонической сцены на слабые руки меломанов. Чилли Гонзалес — альтер эго канадского музыканта Джейсона Бека, но фильм рассказывает о Беке не больше, чем «Супермен» — о Кларке Кенте. Кинодебют журналиста Филиппа Йедике полностью соответствует герою: постановочные эпизоды выглядят естественно, документальные — нарочито, записи 1990-х кажутся фейком, а сегодняшние концерты — кинокомиксом.

«Каро 11 Октябрь», 7 июня, 20.30, 10 июня, 20.00 ЦДК, 8 и 9 июня, 19.00


Национальный конкурс

Let It Soul

Режиссер Кирилл Кулагин

Смесь лондонского с нижегородским: соул/фанк-группа The Soul Surfers из Нижнего Новгорода встречается с британским музыкантом Шоном Ли, чтобы записать совместный трек на старой советской технике. Молодой режиссер Кирилл Кулагин и герои фильма считают, что это история о том, что у музыки нет границ. На самом же деле получается совсем наоборот: это история о том, что каждый сам себе находит границы, история об аналоговом саунде и аналоговом способе жизни в цифровом мире. После показа в саду «Эрмитаж» обещают концерт Шона Ли и The Soul Surfers.

«Каро 11 Октябрь», 5 июня, 20.00


Хэй, бро!

Режиссер Александр Элькан

Один из лучших фильмов последних лет, «Застава Ильича» времен хип-хопа. Можно было бы назвать «Хэй, бро!» главным фильмом поколения нынешних двадцатилетних, но дипломная работа Александра Элькана, выпускника Школы документального кино Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, дышит такой свободой, что никакие ярлыки здесь не к месту. Двое друзей — одному 18, другому 20 — тусуются в парке Горького, катаются на скейтах, пробираются на закрытые вечеринки, веселятся, гуляют по перилам Крымского моста, а потом едут в Крым на каникулы, клеят девушек, пьют, ссорятся, мирятся — и вместо политики у них хип-хоп, а вместо взросления — ежеминутное подтверждение собственного бессмертия.

«Цифровое деловое пространство», 2 июня, 19.00, 9 июня, 19.00


Специальные показы

Шоу Рейгана

Режиссер Сьерра Петтенджил и Пачо Велес

Название не зря заставляет вспомнить «Шоу Трумана» Питера Уира: «Шоу Рейгана» рассказывает о человеке, живущем для кинокамеры. Телевидение Белого дома записывало чуть ли не каждый шаг Рональда Рейгана, и ироничная картина Сьерры Петтенджил (продюсер «Милашки и боксера») и Пачо Велеса («Золотой леопард» за фильм «Манакамана») целиком основана на этих хроникальных записях. К сожалению, тут не видно, как актер становится политиком, но видно, как политик любит быть актером, как он борется со сложным текстом, как он ценит хорошего партнера, с каким обаянием он улыбается Нэнси Рейган, Майклу Джексону и Михаилу Горбачеву. Отношениям с СССР и финалу Холодной войны посвящена большая часть фильма, но и она оказывается лишь частным эпизодом истории любви между Рейганом и его экранным образом.

«Каро 11 Октябрь», 1 июня, 19.00, 4 июня, 20.00


Stereotactic × BEAT

DRIB

Кристоффер Боргли

Мокьюментари о рекламном бизнесе, о коллапсономике — возможности подзаработать на обществе, находящемся на грани нервного срыва,— и о зазоре между документом, фикцией и провокацией. Норвежского комика Амира Асгарнеджада приглашают в Лос-Анджелес для рекламы энергетического напитка. Амир прославился своими видео на YouTube, в которых провоцировал прохожих на драку, и рекламное агентство хочет воспроизвести эти ролики, не зная, что они были постановочными. Проект проваливается, друг Амира, норвежский режиссер Кристоффер Боргли, решает снять игровой фильм об этой уморительной истории, но Амир постоянно срывает съемки. В конце концов докудрама о невозможности снимать докудраму превращается в какой-то фильм Дэвида Линча — с рассветной пробежкой под пальмами и внезапно появляющимся Человеком-слоном.

ЦДК, 2 июня, 21.00 Институт «Стрелка», 8 июня, 21.00 «Каро 11 Октябрь», 10 июня, 18.00

Бабушка и пижон // Михаил Трофименков о фильме «Лица, деревни»

В программе Beat Film Festival состоится российская премьера фильма классика французского кинематографа Аньес Варда «Лица, деревни», который она сняла вместе с известным уличным фотографом и художником JR. Фильм получил премию «Золотой глаз» на Каннском фестивале и номинацию на «Оскар». В документальном роуд-муви о любви и творчестве художники, которые принадлежат разным столетиям, находят общий визуальный язык

Читать далее

Вся лента