Ольга Васильева и Михаил Котюков поделят образование
Они стали министрами просвещения и науки и высшего образования
Курировать школьное и среднее профессиональное образование в составе нового кабмина продолжит Ольга Васильева в должности министра просвещения. Созданное Министерство науки и высшего образования возглавит экс-глава Федерального агентства по научным организациям (ФАНО) Михаил Котюков. Назначение кандидатов было ожидаемо, однако «как минимум равным» кандидатом на пост главы Миннауки считался и. о. замглавы Минобрнауки Григорий Трубников. Опрошенные “Ъ” эксперты оценивают назначения неоднозначно, отмечая негативный фон во взаимоотношениях господина Котюкова и ученых, а также «понизившийся статус» госпожи Васильевой.
После разделения Министерства образования и науки на два независимых ведомства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования — глава правительства предложил назначить их руководителями Ольгу Васильеву и Михаила Котюкова. Ольга Васильева возглавляет Минобрнауки с августа 2016 года, после того как с поста был уволен Дмитрий Ливанов. Михаил Котюков с октября 2013 года возглавил ФАНО, созданное после реформы Российской академии наук (РАН), для управления имуществом РАН.
Кто вошел в правительство Дмитрия Медведева
Оба кандидата ранее назывались в числе вероятных будущих министров рядом СМИ. Однако у господина Котюкова, в отличие от госпожи Васильевой, был «как минимум равный» соперник — и. о. замглавы Минобрнауки Григорий Трубников, отмечает первый зампред комитета Госдумы по образованию и науки Олег Смолин (КПРФ). Господин Трубников, перешедший на работу в Минобрнауки в 2017 году, до этого занимал пост вице-директора Объединенного института ядерных исследований. В пятницу Григорий Трубников был недоступен для комментариев.
«Многие высказывания Ольги Васильевой вызывали положительный резонанс в образовательной среде, в частности, стремление изгнать систему услуг из образования, сохранение и развитие традиции советской школы, вопрос о том, должен ли ЕГЭ оставаться единственной формой вступительных испытаний. Я не раз высказывался в поддержку идеи о том, чтобы она заняла пост министра просвещения»,— говорит Олег Смолин. При этом господин Смолин отмечает, что знает Михаила Котюкова «как сильного менеджера — он был сильным заместителем министра финансов (2012–2013 годы.— “Ъ”), но мы всегда исходили из того, что наукой должен управлять не менеджер, а ученый».
Что известно о новых людях в правительстве Дмитрия Медведева
«Опыт ФАНО показывает, что в науке он не понимает ничего, сильно подозреваю, что в высшем образовании ровно столько же»,— прокомментировал назначение господина Котюкова “Ъ” сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. По его словам, назначение грозит грядущим «неквалифицированным бюрократическим вмешательством» во все сферы деятельности научных организаций и вузов, а также «вероятно, продолжением линии оптимизации».
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин напомнил, что Михаил Котюков в 2007 году занял пост проректора первого федерального университета — Сибирского: «Это человек не чужой не только науке, но и высшему образованию, у него есть ценный опыт проведения успешных трансформаций. На посту проректора он отвечал фактически за одну из первых в стране реорганизацию вузов, когда четыре университета объединялись в один».
Михаил Котюков неоднократно подвергался резкой критике научного сообщества, в частности, академиков РАН.
В частности, недовольство работой агентства высказывал экс-глава РАН Владимир Фортов. На просьбу “Ъ” прокомментировать назначение Михаила Котюкова господин Фортов ответил, что «не готов сейчас этим заниматься».
Сменивший его осенью 2017 года Александр Сергеев считает, что назначение экс-главы ФАНО Михаила Котюкова на пост главы нового Министерства науки и высшего образования окажется «благоприятным для РАН». «У нас выстроены конструктивные отношения с Михаилом Михайловичем (Котюковым.— “Ъ”), нормально выстраивались отношения с ФАНО, это упрощает наши будущие контакты»,— сказал “Ъ” господин Сергеев.
Глава РАН также поддержал разделение Минобрнауки и передача полномочий ФАНО новому министерству: «Очень важно, что в одном министерстве будет руководство и наукой, и университетами. Рассматривая это назначение под таким углом, считаю, что этот вариант благоприятный для РАН. Михаил Котюков — опытный руководитель. Думаю, что те наработки, которые у нас были созданы в последние месяцы, будут и дальше развиваться»,— добавил господин Сергеев. Ранее он высказывался против ликвидации ФАНО и утверждал, что организации могут выстроить конструктивные отношения.
Советник руководителя ФАНО Мария Докучаева сообщила “Ъ”, что комментарии о назначении «будут позднее». В Минобрнауки также не смогли оперативно прокомментировать назначение Ольги Васильевой.
«По-моему здесь все просто, Министерство просвещения, вероятно, будет еще более маломощным, чем было»,— говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
По мнению эксперта, Минпросвет не будет иметь «никаких реальных» рычагов влияния в части определения финансирования системы образования, «и даже Рособрнадзор становится более независимым». Согласно новой структуре правительства, утвержденной Владимиром Путиным в минувшую среду, ранее подведомственный Минобрнауки Рособрнадзор переподчинен напрямую правительству. «Статус Ольги Васильевой, безусловно, понизился,— считает Всеволод Луховицкий.— Либо она была к этому готова и пошла на это сознательно, тогда вряд ли можно ожидать больших перемен. Либо если это произошло неожиданно, это как раз может стать поводом для серьезных изменений в политике возглавляемого ей ведомства».
«В связи с назначением Ольги Васильевой я вижу несколько рисков,— сказал “Ъ” директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.— В новом майском указе президента особый акцент сделан на развитии каждого ребенка как талантливой личности, а это означает создание условий вариативности в образовании. В предыдущие два года министерство делало все, чтобы противостоять стандартам образования, основанным на вариативности, исповедуя стандарты "юрского периода", согласно которым ребенок получает набор готовых решений, которые в меняющемся мире не срабатывают». По мнению эксперта, если эта политика будет продолжена, «с высокой долей вероятности указ останется декларацией, а российское образование никогда не станет конкурентоспособным по сравнению с другими странами».