Опровержение или наказание
За какую ложную информацию можно будет получить уголовный срок
За отказ написать опровержение россиянам будет грозить уголовная ответственность: соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Документ предполагает наказание в виде лишения свободы на срок до года или ареста на три месяца.
Речь идет о случаях, когда кто-то из интернет-пользователей публикует ложную информацию и даже после решения суда не отказывается публично от своих слов, пояснил один из авторов законопроекта, единоросс Дмитрий Вяткин: «Речь идет только о тех случаях, когда не исполняется решение суда, причем не исполняется неоднократно. Если пристав за неисполнение решения суда, обязывающее удалить ту или иную информацию, наложил штраф, установил новый срок, и этот срок еще раз не исполнен, опять наложен штраф, и опять не исполнено решение суда, то это получается троекратное неисполнение решения суда. Тогда может наступить ответственность по 315-й статье Уголовного кодекса, куда мы предлагаем внести соответствующие изменения для того, чтобы конкретизировать уже имеющееся понятие "злостное неисполнение"».
Доводить в таких ситуациях до уголовной ответственности излишне, уверен руководитель информационно-аналитического центра «Сова», правозащитник Александр Верховский: «Если суд обязал человека удалить материал, потому что он клеветнический, по уголовному делу о клевете, то, конечно, неисполнение решения суда может составлять состав уголовного преступления. Собственно, там приставы обязаны это обеспечить. Если же это был гражданский иск о защите чести и достоинства, то непонятно, почему невыполнение влечет уголовную ответственность. Мне кажется, это некоторый перебор».
Публикации пользователей в интернете нередко вызывают чье-то возмущение и приводят к судебным искам. Один из самых громких случаев последних лет — разбирательство Тинькофф-банка с блогерами, которые опубликовали видео, порочащее репутацию коммерческой организации. Помимо денежной компенсации, Олег Тиньков требовал от них как раз публичного опровержения — его не последовало. Но в результате сторонам удалось как-то договориться, и банкир свои иски отозвал.