Нефтегазовое возвышение
Нового главу Минприроды нашли в добывающем регионе
Одним из самых ожидаемых изменений в новом правительстве стала отставка главы Минприроды Сергея Донского. Вместо него в этой должности утвержден Дмитрий Кобылкин, с 2010 года руководивший одним из крупнейших нефтегазовых регионов РФ — Ямало-Ненецким АО. Собеседники “Ъ” считают, что новое назначение может усилить позиции НОВАТЭКа Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко. Экологи замечают, что в сфере охраны природы новому министру достается в наследство трудная задача — продолжение борьбы c крупным бизнесом, загрязняющим окружающую среду и противодействующим попыткам государства усилить экологическое регулирование.
Премьер Дмитрий Медведев утвердил в должности главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, который сменит Сергея Донского, возглавлявшего ведомство с 2012 года. С конца 1990-х годов господин Кобылкин занимал руководящие посты в «Пурнефтегазгеологии» и «Ханчейнефтегазе», которые впоследствии были приобретены НОВАТЭКом. С 2002 года он перешел на госслужбу: до 2010 года был первым замглавы администрации и затем главой Пуровского района ЯНАО, а затем в течение восьми лет руководил регионом.
Кто вошел в правительство Дмитрия Медведева
Источник “Ъ” в отрасли называет Дмитрия Кобылкина хорошим управленцем, прошедшим путь от главы района до поста губернатора крупного нефтедобывающего региона. «Он глубоко погружен в систему управления, в том числе и в сфере недропользования и природоохранной деятельности»,— считает он. По мнению источника “Ъ”, близкого к Минприроды, господин Кобылкин выстроил хорошие отношения с недропользователями и знаком с их проблемами.
Собеседник “Ъ” замечает, что новому министру придется наладить баланс интересов между бизнесом и государством и смягчать непростые взаимоотношения между недропользователями.
Заметим, что в течение министерского срока Сергея Донского конфликты между нефтекомпаниями, связанные с распределением недр, возникали довольно часто. Например, «Роснефть» и ЛУКОЙЛ боролись в судах за лицензии на Восточно-Таймырский участок, ожесточенная аппаратная борьба шла между «Роснефтью» и «Газпромом» за участки шельфа, с «Газпром нефтью» «Роснефть» сражалась за Эргинский нефтегазовый участок. При этом источники “Ъ” в отрасли считают, что назначение Дмитрия Кобылкина может усилить позиции НОВАТЭКа (ключевые добывающие активы компании, как и ее крупнейший в РФ завод по производству сжиженного газа «Ямал СПГ», расположены именно в ЯНАО).
При Сергее Донском Минприроды завершило процесс актуализации лицензий на недропользование, а в период низких цен на нефть и санкций пыталось способствовать улучшению условий для инвестиций в геологоразведку. При нем также возрос вес госкомпании «Росгеология» (ее совет директоров возглавляет господин Донской), которая неоднократно вступала в конфликты с подведомственным министерству агентством по недропользованию. В это время на базе «Росгеологии» были консолидированы геологоразведочные госпредприятия, многие из которых находились в банкротном состоянии. Сами Роснедра в последние годы фактически утеряли прежнюю роль ведомства с самостоятельной позицией, которая часто отличалась от мнения Минприроды.
Что известно о новых людях в правительстве Дмитрия Медведева
При Сергее Донском в 2017 году наконец состоялась и приватизация крупнейшего золоторудного месторождения РФ Сухой Лог в Иркутской области (130 млн унций запасов и ресурсов по ГКЗ), которую в отрасли ждали около 20 лет. Впрочем, схему продажи лицензии на Сухой Лог за 9,4 млрд руб. сложно считать конкурентной. Эту идею в очередной раз реанимировали в 2015 году с подачи главы «Ростеха» Сергея Чемезова, и доступ к торгам был существенно ограничен: для компаний с иностранным капиталом (от 25%) требовалось госучастие в заявляющемся на аукцион консорциуме (не менее 25%). В итоге на финишную прямую вышли только очевидный фаворит ООО «СЛ Золото», созданное крупнейшим золотодобытчиком РФ «Полюс» Саида Керимова и «Ростехом», а его «конкурент» ООО «Золото Бодайбо», созданное Ибрагимом Паланкоевым и ВТБ, даже не имитировал борьбу за актив.
Знакомый господина Донского считает, что в последние годы было видно, что министр устал, он меньше внимания уделял главной сфере Минприроды — недропользованию, акцентируя внимание на проблемах экологии и защиты природы.
Переназначения министра не ждали: так, источники “Ъ”, знакомые с Сергеем Донским, рассказывали, что уже больше месяца назад чиновник вывез личные вещи из своего служебного кабинета.
Экологи называют годы работы Сергея Донского на посту министра «серыми», говоря об отсутствии прорывов. «Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) шло не так активно, как могло бы. Вопрос с отходами остался скорее открытым и упирался в борьбу за финансовые потоки, потому что внедрение раздельного сбора мусора фактически не обеспечено,— считает Иван Блоков из “Гринпис России”.— Законодательство о наилучших доступных технологиях (НДТ) сегодня не отражает в полной мере интересы ни бизнеса, ни экологии». Он добавил, что из Красной книги России пытались исключить нескольких редких животных, что вызвало скандал. «Вопрос с разрешением на строительство газопровода “Северный поток-2” через Кургальский заказник стал скорее единичным заметным моментом»,— добавил господин Блоков. Этот маршрут Росприроднадзор одобрил в январе, но экологи опасаются, что это приведет к утрате уникальных экосистем заказника.
Александр Багин из Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ, напротив, говорит о заслугах министерства, возглавляемого Сергеем Донским, в части запуска реформы экологического регулирования. С 2019 года самые грязные промпредприятия в России будут обязаны соответствовать НДТ. «Несмотря на то что у нас есть государственная промполитика, где переход на НДТ предусматривается как мера стимулирования, фактически консолидированная позиция бизнеса в лице РСПП была такой, что это создает дополнительную нагрузку на бизнес,— отмечает господин Багин.— Принуждать Минприроды было объективно сложно, но они смогли сдвинуть реформу НДТ с мертвой точки».
Тем не менее Минприроды на фоне критики крупного бизнеса не может уже несколько лет согласовать список 300 самых грязных предприятий, на которых в 2019 году будут опробованы технологическое нормирование экологической нагрузки и привязанные к нему комплексные экологические разрешения. Такие разрешения должны выдаваться при наличии инвестпрограммы, предполагающей переход компании к технологиям, гарантирующим требуемый регулятором удельный уровень выбросов и отходов, а также программы инструментального контроля загрязнений. В Минпромторге оценивают капвложения с 2019 по 2025 год, связанные с переходом на НДТ, в 8–9 трлн руб.— это около половины всех инвестиций, сделанных в 2017 году.
«Последнее время к деятельности Минприроды была масса вопросов, но необходимо отметить, что на период работы Сергея Донского выпал основный пакет реформ в природоохранной сфере,— говорит глава “Газэнергостроя”, зампред комитета ТПП по природопользованию и экологии Сергей Чернин.— Они коренным образом меняют систему в сегментах обращения с отходами, ликвидации накопленного экологического вреда и регулирования крупнейших загрязнителей». По словам бизнесмена, «сформирован основной скелет правовых актов, отражающих все важные поручения президента, которые так или иначе вновь назначенному министру придется дорабатывать с учетом уже складывающейся практики».