Плата за въезд

Туризм

Въездной турпоток в Россию продолжает расти, несмотря на все сопутствующие сложности: есть вопросы, связанные с качеством инфраструктуры для размещения туристов, комфортом поездок в отдаленные и труднодоступные районы страны и развитием маршрутной, сети, в том числе воздушной. Тем не менее эксперты и представители бизнеса говорят об огромном потенциале роста в этом направлении. Но для его реализации нужно решить ряд насущных для туристической отрасли проблем и сформировать новые стимулы.

Для увеличения въездного туризма нужно расширить гостиничный фонд, особенно в среднем ценовом диапазоне, повысить качество гостиничных услуг, классифицировав и сертифицировав предприятия гостиничного комплекса

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Дмитрий Матвеев

Увеличение поступлений от въездного туризма является реально достижимой для России задачей, считают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Согласно его данным, в 2017 году Россия экспортировала услуги по статье "поездки" на сумму менее $9 млрд, что составляет всего около 0,7% общемирового итога, и оставалась вне группы ведущих мировых поставщиков таких услуг. Отрицательное сальдо по данной статье превысило $22 млрд, и в настоящее время это одна из крупнейших дефицитных позиций текущего платежного баланса страны.

Усилия по расширению въездного туризма и частичной переориентации российских граждан на внутренний туризм могут существенно улучшить состояние внешних расчетов РФ, говорится в исследовании ЦСР. Оптимистический вариант предполагает дальнейшее расширение въездного туристического потока из Китая при повышении насыщенности и комплексности туристических программ, чему будут способствовать реализация совместных инициатив в рамках сотрудничества России и КНР по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Также среди факторов роста на этом направлении — улучшение транспортной доступности территории страны для китайских туристов по мере развития наземных скоростных магистралей, прежде всего — в железнодорожном пассажирском сообщении.

В материалах ЦСР указано на возможность восстановления и даже увеличения въездного потока из развитых стран при условии смягчения санкционных ограничений и нормализации двусторонних политических отношений. Диверсификация же страновой направленности въездного туризма возможна и за счет динамичных развивающихся государств с высокими и растущими подушевыми доходами, но только с учетом совершенствования туристической инфраструктуры и продвижения положительного образа и возможностей России как поставщика туруслуг за рубежом.

Реализовывать такой план по наращиванию экспорта туристических услуг ЦСР предлагает за счет решения нескольких ключевых задач. Во-первых, по мнению экспертов, необходимо проведение масштабной постоянной рекламной и информационно-пропагандистской кампании для повышения осведомленности зарубежной аудитории о российских туристических продуктах и узнаваемости России как привлекательного направления. Во-вторых, нужно разработать и внедрить систему стимулирования зарубежных туроператоров за привлечение иностранного туристического потока в Россию.

Наконец, в-третьих, следует упростить визовый режим со странами, обладающими наибольшим потенциалом увеличения туристического потока в Россию, распространить на всю территорию РФ механизм внедренной с 2017 году на Дальнем Востоке электронной визы, расширить практики безвизового группового туристического обмена со странами-партнерами и привести в цивилизованное состояние пункты пропуска, приоритетные с точки зрения въездного туристического потока.

Также нужно расширить гостиничный фонд, особенно в среднем ценовом диапазоне, повысить качество гостиничных услуг, классифицировав и сертифицировав предприятия гостиничного комплекса, и провести мероприятия по адаптации сервиса в гостиницах, аэропортах, вокзалах, ресторанах и музеях под индивидуальные особенности и специфические потребности представителей различных культур и крупных этноконфессиональных групп, то есть реализовать проекты наподобие China Friendly или India Friendly.

Среди других мер — устранение дефицита туристической инфраструктуры внутри страны, принятие новой федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на период 2019-2025 годов с соответствующим бюджетным обеспечением, повышение транспортно-ценовой доступности привлекательных для въездного туризма объектов, внедрение системы tax free в России для повышения заинтересованности иностранных граждан в посещении страны и совершенствование туристического законодательства в целом, включая разработку нового закона о туризме и туристической деятельности, соответствующего передовым международным правовым стандартам в данной сфере.

Часть предложений по развитию въездного туризма при этом вполне применима к сфере образования и здравоохранения, отмечается в исследовании. В частности, имеющаяся сеть из 55 национальных туристических офисов Visit Russia в 29 странах также может быть задействована для повышения информированности иностранных граждан о возможностях получения образования в России и лечения в медицинских организациях страны. Именно в этом секторе въездного туризма большое значение имеют уже обозначенные факторы — вопросы упрощения визового режима, модернизации пунктов пропуска, получения недорогого и качественного туристического сервиса, адаптированного к различным категориям въезжающих граждан.

Необходимо стимулировать и переориентацию операторов туристического рынка с выездного на въездной и внутренний туризм. Новые участники туристического рынка, по замыслу аналитиков центра, могут создаваться при поддержке государственных корпораций, институтов развития, компаний и банков с государственным участием. Совокупный валютный эффект такого маневра с учетом генерирования дополнительных экспортных доходов и экономии на расходах при поездках за рубеж будет весомым, говорится в исследовании.

Водные маршруты

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2018 году российские речные теплоходы перевезут рекордное количество иностранных туристов, и иностранный турпоток может выйти на докризисный уровень впервые с 2014 года, когда количество зарубежных гостей на российских теплоходах сократилось вдвое.

В этом году каждый десятый пассажир круизного теплохода будет иностранцем. Увеличение числа бронирований, отмечают в АТОР, связано не только с предстоящим чемпионатом мира по футболу, но и с тем, что общий интерес к России растет. При этом, в отличие от "наземного" въездного рынка, на котором преобладают китайские туристы, в круизы в основном едут гости из Европы — немцы, французы, итальянцы и испанцы. Летний сезон в текущем году также характеризуется ростом круизных туристов из США, которые практически отсутствовали четыре года назад. Также увеличилось количество туристов из Вьетнама.

Вместе с тем внутренний рынок также показывает хорошие результаты. Например, 80% мест на круизы "Мостурфлота" предстоящим летом и осенью уже раскуплено, и это больше, чем было весной 2017 года.

Согласно данным АТОР, хорошему спросу способствует ценовая политика ведущих круизных операторов: цены в этом году практически не выросли, а индексация с учетом инфляции произошла всего на 3-5%. Средняя стоимость речного круиза составляет 4-6 тыс. рублей в день на человека. Что касается теплоходов повышенной комфортности, используемых исключительно для иностранных групп, то там цена начинается от 10 тыс. рублей в сутки.

В летнем сезоне прогнозируется и рост числа морских круизных туристов. Например, петербургский пассажирский порт "Морской фасад" планирует в 2018 году увеличить пассажиропоток на 7% по сравнению с прошлым годом, до 600 тыс. человек.

Всего в навигацию 2018 года ожидается 263 судозахода, что является рекордом за всю историю, а количество дней максимальной загрузки, когда в порту находится от пяти до семи судов, выросло в этом году на треть. Вместе с тем "Морской фасад", открытый в 2008 год, уже практически исчерпал возможности по увеличению круизных судозаходов. По словам губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, порт создавался в расчете на максимальный пассажирооборот до 2 млн пассажиров в год, но выполненные за весь период эксплуатации "Морского фасада" объемы ежегодных перевозок не достигают и 50% от расчетного максимального пассажирооборота.

Но у "Морского фасада" сохраняется основной резерв для роста суммарного пассажирооборота — увеличение паромных перевозок, в которые будут вовлечены и российские туристы, и иностранные. В настоящее время для привлечения в порт паромных операторов, которые хотят осуществлять, в том числе, и грузовые операции, планируется реализовать проект по реконструкции пункта пропуска. Завершение работ и ввод порта в эксплуатацию планируются в октябре 2019 года.

Тяга в столицу и на Курилы

Иностранный турпоток на майские праздники в ожидаемо самую популярную туристическую точку России — Москву — вырос примерно на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом одним из ключевых аттракторов для интуристов стали проводимые в эти дни репетиции парада Победы, а также последующий праздник 9 Мая.

По данным Ростуризма, большинство иностранных туристов, посещающих столицу России, выбирают экскурсионные программы и маршруты, включающие посещение Красной площади. При этом они активно интересуются парадом Победы и стремятся увидеть своими глазами прохождение воинских частей и военной техники. Мэр города Сергей Собянин сообщал, что в 2017 году Москву посетил 21 млн иностранных граждан, а столица заработала на туризме 700 млрд рублей.

В последние два года "Ростуризм" совместно с региональными властями также прорабатывал вопросы повышения доступности Дальнего Востока — привлекательного для жителей России и гостей страны направления. В 2018 году на российском туристическом рынке появились пакетные туры на Камчатку, Сахалин и Курилы, благодаря которым поездки по этим регионам будут обходиться для потребителей примерно вдвое дешевле.

Высокая стоимость путешествия ранее являлась ключевым ограничением наращивания турпотока на Дальний Восток. Теперь же открылись и возможности не только для роста непосредственного числа путешественников, но и для увеличения оборота в 53 отраслях экономики, участвующих в обслуживании туристов.

Для туроператоров, обеспечивающих туристический поток в регионы Дальнего Востока, будет предусмотрен повышающий коэффициент при предоставлении субсидий по уплате части затрат. Соответствующее распоряжение правительства РФ об утверждении концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы" согласовало Минвостокразвития. В программу по предложению министерства включены дополнительные перспективные туристические направления на Дальнем Востоке. Предполагается, что это будет способствовать созданию равных с территориями европейской части России возможностей для ведения бизнеса и жизни населения, а формирование туристско-рекреационных кластеров на основе государственно-частного партнерства позволит повышать инвестиционную привлекательность регионов.

Так, например, в Камчатском крае планируется развивать сразу несколько таких кластеров: "Горнолыжный курорт Морозная-Седло", "Петропавловская гавань", "Култучное озеро" и санаторий "Начикинский". Аналогичные предложения по включению в проект новой ФЦП Ростуризм ждет и от Сахалина, и от Курильских островов.

"Камчатка, Сахалин и Курилы представляют особый интерес для туристов как направления, благоприятные для горного, активного, пешеходного, экологического, культурно-познавательного и других видов туризма. Пакетные туры на Камчатку представлены на данный момент с перелетом из Москвы и Петербурга, но количество городов вылета будет увеличено до 12 в ближайшей перспективе",— отмечал глава Ростуризма Олег Сафронов в апреле текущего года.

Стоимость пакетного тура на Камчатку, по его словам, без перелета начинается от 64 тыс. рублей на двоих и включает размещение в отеле, страховку, трансфер, экскурсии и питание. Цены на аналогичные предложения на Сахалин и Курильские острова начинаются от 98 тыс. рублей, и если для российского туриста цена может быть завышенной, то для путешественников из Европы и США она является весьма приемлемой.

Глава ведомства также отмечал, что одной из актуальных задач в рамках развития туристической привлекательности Дальнего Востока является повышение транспортной доступности направлений и оптимизация стоимости перелета, в том числе за счет перспективного внедрения программ чартерных авиаперевозок.

Курортный сбор

Финансирование развития инфраструктуры для туристов в ряде регионов РФ планируется осуществлять, в том числе, за счет взимания курортного сбора. Его с 1 мая в некоторых курортных городах Алтайского и Ставропольского краев стали взимать с путешественников, останавливающихся в гостиницах, санаториях и других объектах размещения. Сбор распространяется только на совершеннолетних постояльцев, а размер платы составляет 30 и 10 рублей с человека в сутки соответственно.

Власти Крыма при этом отложили начало эксперимента по введению сбора на год — до 1 мая 2019 года, объяснив это предстоящим открытием Крымского моста, необходимостью улучшения администрирования оплаты сбора и обращениями владельцев отелей. Введение курортного сбора в Краснодарском крае перенесено на 16 июля из-за проведения чемпионата мира по футболу.

Сбор будет взиматься не на всей территории регионов, а лишь там, где есть наибольший туристический спрос. Так, в Алтайском крае заплатить должны будут только туристы, приехавшие на курорт Белокуриха. Курортный сбор в Краснодарском крае будет взиматься с туристов на территории восьми муниципалитетов: четырех городов-курортов (Анапа, Геленджик, Сочи, Горячий Ключ), а также четырех курортных поселений в Туапсинском районе (Новомихайловский, Джубга, Небуг и Шепси).

В Ставропольском крае придется платить в четырех городах Кавказских Минеральных Вод — Пятигорске, Кисловодске, Железноводске и Ессентуках. В Крыму курортный сбор будет взиматься только в период с 1 мая по 30 сентября в Алуште, Евпатории, Саках, Судаке, Феодосии и Ялте, а также в Черноморском районе.

Закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" был принят в июле 2017 года. По итогам обсуждения введение сбора решено было сделать максимально плавным и щадящим. В частности, регионы получили право самостоятельно решать, хотят ли они вводить сбор, когда и в каком размере. В силу документ вступил 1 января 2018 года. В соответствии с его положениями, размер налога не может превышать 50 рублей с одного человека за сутки пребывания в гостинице в 2018 году и 100 рублей — в остальные годы проведения эксперимента.

Практика взимания курортного сбора с туристов пришла в Россию из-за рубежа, где с начала 2010-х годов налог был введен во многих популярных европейских странах, таких как Австрия, Германия, Италия, Франция, Чехия, Испания.

Курортный сбор в Европе направлен на развитие инфраструктуры или минимизацию ущерба от отдыхающих, например, на чистку пляжей и реставрацию зданий в исторических центрах городов. Насколько этот механизм будет эффективен в России — покажет время.

Вся лента