Стрит-ритейл готов к чемпионату

Торговля

Рынок стрит-ритейла Санкт-Петербурга меняется в преддверии чемпионата мира по футболу: активно развиваются кафе и рестораны, алкогольные и кондитерские магазины.

Вероника Абрамян

Доля свободных помещений на основных торговых улицах Санкт-Петербурга увеличилась за январь — март 2018 года на 0,8 п. п. и на 1,2 п. п. за год, достигнув 7,5%. Согласно данным компании JLL, это наибольшее значение показателя с третьего квартала 2015 года. Рост вакантности обусловлен закрытием преимущественно небольших несетевых арендаторов: цветочных и продуктовых магазинов, а также аптек и финансовых организаций.

Увеличение доли свободных помещений наблюдалось на большинстве торговых улиц, за исключением заметного снижения на 6-7-й линиях В.О. (на 2,9 п. п. за квартал) и минимального — на Садовой улице и Московском проспекте.

В целом за первый квартал 2018 года было закрыто на 14% арендаторов стрит-ритейла больше, чем открыто. Значительное количество закрытий, по мнению экспертов JLL, связано как с сезонным фактором, так и с влиянием приближающегося чемпионата мира по футболу.

"Можно ожидать, что освободившиеся в первом квартале помещения не будут пустовать долго и будут заняты,— комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.— Судя по результатам квартала, на повышенный спрос в период мундиаля рассчитывают заведения общепита и магазины алкогольной продукции и кондитерских изделий. Именно в этих сегментах наблюдалось превышение открытий над закрытиями".

"Кафе и рестораны традиционно являются наиболее активными игроками рынка стрит-ритейла. В частности, происходят заметные изменения на главной ресторанной улице города — Рубинштейна, на которой заведения общественного питания продолжают вытеснять остальные профили. В первом квартале здесь были открыты такие бары и рестораны, как Mur Mur, "Скобари", "Трудовые будни", и в результате доля общепита в структуре арендаторов на Рубинштейна достигла 68%,— отмечает Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге.— Учитывая помещения в процессе отделки, мы ожидаем дальнейшего увеличения ресторанной доли на этой улице".

В результате активной смены арендаторов улица Рубинштейна стала лидером среди основных торговых коридоров по ротации — 10,5% в первом квартале, что также является наибольшим значением для этой магистрали за последние два года. В среднем по рынку наблюдалось уменьшение ротации на 2,5 п. п. по сравнению с последними месяцами 2017 года, до 6,6%.

"Уменьшение ротации свидетельствует об устойчивом развитии рынка стрит-ритейла Санкт-Петербурга. Это уже оценили инвесторы, которые проявляют высокий интерес к покупке объектов с существующим арендатором. В среднем бюджет таких сделок составляет от 50 до 150 млн рублей, ожидаемые сроки окупаемости вложений — 7-10 лет. Для инвесторов сегодня рынок стрит-ритейла Петербурга является хорошей альтернативой банковским вкладам",— добавляет Юлия Корчемная.

Вся лента