Россия догоняет вертолетный рынок

конъюнктура

После нескольких лет спада продаж мировой вертолетный рынок начинает подниматься. Это связано с улучшением экономической конъюнктуры и ростом цен на углеводороды, считают эксперты.

Отечественный производитель наращивает выпуск гражданских вертолетов, но до лидирующих позиций на мировом рынке еще далек

Фото: Ладислав Карпов/ТАСС

Нынешний период слабого рынка не очень расстраивает производителей: за последнее десятилетие мировой рынок гражданских вертолетов вырос почти втрое. Гражданские вертолеты активно покупали прежде всего крупные нефтегазовые и промышленные корпорации, правоохранительные органы и правительственные структуры. Согласно данным американской Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения (GAMA), в 2017 году в мире клиентам передано 926 вертолетов — на 7,5% больше, чем в 2016 году.

По прогнозам Forecast International, в долгосрочной перспективе (к 2034 году) мировой парк гражданских вертолетов вырастет на 50% — правда, происходить это будет довольно медленно. Лидером останется европейский Airbus Helicopters, доля которого сегодня составляет 20,1%. За ним будут следовать американские Robinson (18,8%) и Bell (15,6%), "Вертолеты России" будут занимать четвертое место с долей 12,5%. Итальянская Leonardo (9,2%) и американский Sikorsky (7,7%) займут пятую и шестую позиции.

В минувшем году европейский Airbus Helicopters сократил поставки своих машин почти на 3% — до 409 вертолетов. При этом количество твердых заказов снизилось на 5% — до 335 машин. В первом квартале нынешнего года концерн поставил клиентам 52 вертолета (за тот же период прошлого года — 78), но при этом число заказов выросло почти вдвое — 104 вертолета против 60 в первом квартале 2017 года.

Как отмечают в компании, в минувшем году серьезно продвинулись работы над средним двухдвигательным вертолетом H160. Его сертификация и запуск в серийное производство запланированы на 2019 год.

Итальянская Leonardo Helicopters тоже показывает снижение показателей продажи вертолетов. В первом квартале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года продажи упали на 18,2%, до €2,164 млрд. Главный исполнительный директор компании Алессандро Профумо отметил, что результаты первого квартала 2018 года соответствуют ожиданиям, а сектор вертолетов уже демонстрирует признаки восстановления.

В отличие от европейцев, американским вертолетостроителям удается улучшить свои показатели. Согласно отчету GAMA, по итогам прошлого года Bell Helicopter нарастил поставки гражданских вертолетов на 16% по сравнению с результатами 2016 года, передав клиентам 132 вертолета. В первом квартале текущего года Bell увеличил поставки коммерческих вертолетов на 70% — до 46 единиц, сообщила головная компания холдинга Textron (в первом квартале годом ранее заказчикам передали всего 27 машин). Доходы компании за тот же период выросли на 7,9%, однако портфель заказов на конец первого квартала составил $3,6 млрд — это на 22% меньше показателя конца 2017 года.

Bell наращивает производство легкого B-505 JRX, его поставки в Европу ожидаются во втором квартале 2018 года, а сегодня один из летных образцов находится в России. Как сообщил гендиректор компании Jet Transfer Александр Евдокимов, 20 мая вертолет впервые пересек границу РФ и примет участие в демонстрационных полетах, в том числе на выставке HeliRussia-2018 в Москве.

Другой американский производитель, Robinson Helicopter, в прошлом году смог показать самый большой прирост проданных гражданских вертолетов — 305 единиц (+30%). В линейке Robinson девять модификаций трех моделей вертолетов — R22, R44 и R66, которые нередко можно встретить и в России.

Российские гражданские вертолеты, согласно прогнозу Forecast International, в ближайшие два десятилетия могут занять почти 12,5% мирового рынка. Отечественный производитель полон надежд оправдать ожидания экспертов: по итогам прошлого года "Вертолеты России" поставили заказчикам больше 70 вертолетов гражданского назначения против 16 годом ранее. Как отметил на одной из недавних пресс-конференций гендиректор "Вертолетов России" Андрей Богинский, 40% производимых холдингом военных и гражданских вертолетов идет на экспорт, хотя растут и поставки для российских заказчиков.

Крупнейший гражданский заказ прошлого года — 30 вертолетов — был сделан на авиасалоне МАКС-2017 Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Согласно контракту, ГТЛК должна получить 12 Ми-8АМТ производства Улан-Удэнского авиационного завода, 6 Ми-8МТВ-1 и 12 вертолетов "Ансат" с Казанского вертолетного завода.

Тогда же российский холдинг подписал контракт с китайской компанией United Helicopters International Group, согласно которому в 2017-2018 годах в КНР будет поставлено десять вертолетов: пять легких "Ансатов" в медицинской комплектации, три Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС. Сертификация "Ансатов" в Китае завершится уже в конце июня. "Получены положительные оценки от летчиков-испытателей китайской стороны, и 30 июня планируется выдача китайского сертификата типа на "Ансат"",— сообщил в мае глава управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов.

Гражданская вертолетная техника из России традиционно пользуется спросом во всех странах Азии и на Ближнем Востоке. В ноябре на выставке Dubai Airshow 2017 "Вертолеты России" заключили с индийской компанией Vectra Group первый экспортный контракт на поставку новейшего гражданского вертолета Ми-171А2. А в январе текущего года прошла первая поставка "тяжеловеса" Ми-26Т для иорданского государственного бюро The King Abdullah II Design and Development Bureau (всего заказчик приобрел четыре такие машины).

Новыми отечественными вертолетами Ка-226 интересуется Иран, но переговоры пока не дошли до финальной точки. "Мы для себя иранский рынок не закрывали,— рассказал Андрей Богинский.— В прошлом году в Иране были проведены испытания вертолета Ка-226 в сложных климатических условиях и получены, на наш взгляд, очень хорошие результаты". Сейчас, по его словам, с иранскими авиационными властями ведутся переговоры о сертификации гражданской версии Ка-226 в этой стране для применения в медицинском варианте.

Дмитрий Шапкин

Вся лента