В Удмуртии запускают социальный лифт
В республике начался прием заявок на конкурс в кадровый резерв
Правительство Удмуртии объявило открытый конкурс по формированию республиканского резерва управленческих кадров. Глава республики Александр Бречалов заявил, что он станет «ревизией» имеющихся ресурсов. По словам организаторов, конкурс выступит «социальным лифтом». Эксперты считают, что конкурс позволит показать себя руководителям муниципальных образований, находящимся не на виду у политической элиты.
21 мая в Удмуртии стартовал открытый конкурс «Команда Удмуртии» по формированию резерва управленческих кадров. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте регионального правительства. Председатель экспертного совета в лице главы Удмуртии Александр Бречалов называет конкурс «ревизией имеющегося резерва». «Конкурс "Команда Удмуртии" призван помочь выявить активных, эффективных людей, из которых мы сформируем кадровый резерв»,— сообщил глава региона. Как сообщили "Ъ-Удмуртия" в пресс-службе главы и правительства региона, на сегодня в списке 41 человек.
Членами экспертного совета кроме Александра Бречалова стали финалисты конкурса «Лидеры России»: директор школы интегрального лидерства «Кобрейн» Алексей Моров и менеджер ООО «Бюро информационных технологий "Мастер"» Максим Галимов. Конкурсная комиссия сформирована из членов региональных деловых организаций и представителей исполнительной власти. В их числе — председатель общественной палаты Удмуртии Павел Вершинин, гендиректор Корпорации развития Удмуртии Дмитрий Генералов, гендиректор Удмуртской торгово-промышленной палаты Владимир Покрас, председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов, председатель совета УРРО «Деловая Россия» Алексей Чулкин, министр экономики Удмуртии Михаил Тумин, первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин, вице-премьер региона по социальному блоку Анастасия Муталенко, постпред главы Удмуртии при президенте РФ Михаил Хомич, HR-директор правительства Удмуртии Ирина Макарычева, руководитель администрации главы и правительства республики Сергей Смирнов, руководитель УРО «Опора России» Григорий Стрелков.
Прием заявок для участия в конкурсе открыт до 15 июня. Согласно распоряжению, в числе требований к участникам — возраст от 18 лет, оконченное высшее образование, наличие российского гражданства и отсутствие судимости. Кандидаты должны отправить в адрес организаторов заявление, анкету и эссе. «Лица, состоящие в кадровом резерве государственной гражданской службы Удмуртии и в резерве управленческих кадров Удмуртии, для участия в конкурсе представляют в организационный комитет открытого конкурса "Команда Удмуртии" заявление и эссе»,— говорится в распоряжении конкурса. Эссе должно быть объемом не более 500 слов, на выбор кандидатам предлагается две темы: «Истинный север», где предлагается описать главную цель работы «Команды Удмуртии» и обосновать максимальную важность этой цели, и «В одной лодке», в нем нужно описать два-три собственных ключевых качества, которые будут полезны для работы в составе «Команды Удмуртии» и пояснить их важность. Экспертная комиссия при проверке эссе обратит внимание на знание кандидатом социально-экономических процессов, происходящих в Удмуртии.
В период с 20 июня по 30 июня пройдет второй этап конкурса для 100 человек, включающий оценочные и обучающие мероприятия. По их результатам должны выявить кандидатов, обладающих такими личностными качествами, как масштабность мышления, стратегическое лидерство, социальная направленность, готовность к саморазвитию, готовность к командной работе, компетентности социального взаимодействия и самоуправление. К третьему этапу будут отобраны не более 50 финалистов. Здесь кандидаты приступят к решению практических задач и реализации республиканских проектов. Конкретные упражнения в распоряжении не указаны. По итогам отбора 30 победителей будут включены в кадровый резерв Удмуртии.
Как сообщается на Федеральном портале управленческих кадров, на 1 января 2018 года резерв во всех субъектах страны составляет 8,6 тыс. человек, из них в Приволжском федеральном округе — 1,4 тыс. человек. Согласно данным регионального кабмина, в 2016 году в управленческий резерв Удмуртии вошли 42 человека, в 2015 году резерв был сформирован из 222 кандидатов. Информация о резерве 2017 года на сайте правительства не представлена.
О потребности в управленческих кадрах глава Удмуртии заявил во всеуслышание в феврале 2018 года в ходе инвестиционного форума в Сочи. Тогда господин Бречалов сообщил о нехватке 150 эффективных топ-менеджеров. «Я, естественно, формирую команду, в основе сейчас такой верхний топ-уровень — это люди, для которых помимо зарплаты еще более важен вызов и самореализация. Я понимаю, что 150–200 спартанцев, которые только за челлендж работать будут, я таких не найду»,— отметил глава Удмуртии. Также он добавил, что для него важна эмоциональная составляющая кандидата и наличие увлечений помимо работы.
По словам заместителя председателя экспертного совета конкурса Алексея Морова, отбор в кадровый резерв республики в 2018 году станет прозрачным и доступным форматом «социального лифта». «Любой человек имеет возможность себя в этом конкурсе проявить. Для каждого сформированы равные возможности проявить себя и войти в “Команду Удмуртии”. Безусловно, всегда будут люди, настроенные критично. Мы приглашаем этих людей принять участие в конкурсе и посмотреть на него изнутри, чтобы убедиться в прозрачности процедуры»,— добавил господин Моров. По словам собеседника, нижняя граница возраста участников конкурса составит 22 года. «Было решено отказаться от верхних границ. В принципе, мы убеждены, что среди людей достаточно взрослых, опытных существует множество тех, кто готов принять участие в конкурсе и далеко в нем пройти, войдя в кадровый резерв. Возраст делу не помеха»,— сообщил Алексей Моров.
Впервые попытка сформировать кадровый резерв в Удмуртии была предпринята четыре года назад по инициативе экс-главы региона Александра Соловьева.
Конкурс «Открытое правительство» предполагал формирование органов исполнительной власти по принципу открытости из числа гражданских служащих и жителей Удмуртии. Формы участия граждан в проекте выражались в подаче заявки, оценке деятельности министерств и голосовании за участников. По итогам конкурса было принято 168 заявок от 158 человек. Однако кадровый отбор не оправдал заявленной открытости и эффективности, поскольку вакантные должности достались действующим министрам, которые принимали участие в конкурсе наравне с другими жителями республики. По итогам «Открытого правительства» в Удмуртии кадровый резерв сформирован не был.
Наблюдатели положительно относятся к инициативе властей по формированию управленческого резерва не из числа госслужащих. «Мой посыл остается прежним. На моем веку к гражданам обращаются с вопросом: кто хочет во власть? Каждый раз, когда власть спрашивает, надо откликаться. А власть уже решает, подходит кандидат или нет»,— прокомментировал учредитель благотворительно фонда «Мирабель Мир — детям» и бывший участник «Открытого правительства» Адель Шарипов. Собеседник выразил желание принять участие в конкурсе «Команда Удмуртии». «Я слышал про конкурс, но детально не посмотрел критерии отбора. Если нет ограничений по возрасту и я подхожу, то, в принципе, можно попробовать»,— добавил он.
По мнению политтехнологов, региональный конкурс продолжает федеральные тенденции.
Помнится, еще Сергей Кириенко, когда был полпредом президента в ПФО, одним из первых провел такой конкурс, по итогам которого был сформирован кадровый резерв. С тех пор эта практика получила широкое распространение. Зачастую назначения производятся как раз из числа резервистов»,— рассказал "Ъ-Удмуртия" политтехнолог Петр Быстров.
По словам собеседника, подобная практика «поднимает» руководителей муниципальных образований, находящихся не на виду у политической элиты. «Важно, чтобы конкурс не был формальностью и чтобы его результаты не были заранее предрешены, а позволяли на практике работать системе социальных лифтов»,— добавил эксперт. Политтехнолог не видит риска в том, что в исполнительной власти появятся люди из бизнеса. «В конце концов глава Удмуртии тоже не из системы госвласти. Он всего год на государственной должности, до этого активно работал в бизнесе и общественной сфере. Абсолютно нормально то, что приходит "новая кровь". Это позволяет держать госаппарат в тонусе. Если вариться в собственном соку, не всегда будут приходить новые идеи»,— резюмировал Петр Быстров.
Политтехнолог Андрей Светиков, ссылаясь на опыт своих коллег по участию в подобных конкурсах на российском уровне, отметил, что нестандартное мышление и практический опыт, к сожалению, не востребованы. «Зачастую кандидатам необходимо, как в ЕГЭ, угадать мнение организаторов. Одно дело ЕГЭ, но здесь ищут управленцев, способных масштабно мыслить и действовать нешаблонно, опирающихся на реальную практику. И такие люди на уровне отборочных этапов на подобных конкурсах проваливаются», — сообщил господин Светиков. Собеседник посоветовал при отборе кандидатов в кадровый резерв региона обратить внимание на способность к публичным выступлениям и грамотный русский язык. Он также не решился определить набор качеств, на который будет опираться экспертный совет.
«К подбору этой команды я отношусь с сомнением, потому что планируется оставить всего 30 человек. Я бы оценивал всех участников на уровне знакомства, чтобы понимать кого и где можно использовать. Не исключено, что организаторам понадобится кто-то из тех, кто был в сотне, но не оказался в 30 лучших», — добавил политтехнолог.