Бронка набирает вес
Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу
Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в порт Бронка к 2025 году. Если этого не сделать, то порт не сможет развиваться и будет поджимать жилые кварталы, создавая серьезную нагрузку на инфраструктуру города, считают городские власти. Крупнейшие стивидоры Большого порта Санкт-Петербург ситуацию не комментируют. Эксперты называют проект рискованным, отмечая, что пока непонятно, за чей счет будет осущевлен переезд, стоимость которого, по предварительным подсчетам, может составить более чем 200 млрд рублей.
Большой порт Санкт-Петербург может переехать в Бронку, заявил вчера в интервью информагентствам губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. "Порт в его нынешних границах поджимают жилые кварталы, и он теряет перспективы развития. Сегодня грузы из порта едут по городским улицам, они увеличивают трафик, повышают нагрузку на окружающую среду и причиняют неудобство жителям",— пояснил губернатор. Самый подходящий для города вариант — это перевод мощностей в глубоководный порт Бронка около Ломоносова, сказал он. Если какие-то мощности придется переводить дальше Бронки, то лучше их разместить в Усть-Луге, уверен губернатор. По его словам, говорить о конкретных сроках переезда рано, но "самое раннее, когда можно перевести первый и второй грузовые районы,— это 2025 год". После этого может быть реализован перенос третьего и четвертого грузовых районов, отметил губернатор, добавив, что этот вопрос "затратный, но решаемый". Детальную проработку перемещения порта город планирует выполнить при подготовке нового Генерального плана.
В компании "Феникс" (оператор порта Бронка) вчера не стали комментировать данную тему. В компании UCL Holding Владимира Лисина (ей в Большом порту Санкт-Петербург принадлежат два крупнейших стивидора — "Морской порт Санкт-Петербург" и "Контейнерный терминал Санкт-Петербург") и в Global Ports (владеет терминалами "Петролеспорт", "Первый контейнерный терминал"), также воздержались от комментариев. В ОАО "Балтийский балкерный терминал", которое на 100% принадлежит ПАО "Уралкалий", на письменный запрос "Ъ" не ответили.
Большой порт Санкт-Петербург является крупнейшим сухогрузным портом РФ. За 12 месяцев 2017 года его грузооборот вырос на 10% и составил 53,6 млн тонн. Большую часть в структуре грузооборота занимают контейнерные грузы, минеральные удобрения, нефтепродукты и черные металлы.
Порт Бронка — единственный глубоководный терминал в Петербурге. Он строился на основе государственно-частного партнерства и был запущен в 2016 году. Объем инвестиций составляет более 58 млрд рублей. Пропускная способность первой очереди терминала — 1,45 млн TEU контейнерных и 130 тыс. единиц ро-ро грузов в год.
Даже по самым консервативным оценкам, на переезд Большого порта Санкт-Петербург в Бронку может понадобиться более чем 200 млрд рублей, полагает генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он считает, что проект выглядит чрезвычайно рискованным, так как потребует масштабных государственных инвестиций, которые существенно превосходят любой из реализуемых в настоящее время проектов по развитию портовой инфраструктуры. Также, по его словам, непонятен механизм компенсации средств инвесторам, которые вкладывались в развитие терминалов на территории Большого порта. "Единственный вариант реализации проекта, который отработан в международной практике,— это строительство за госсчет всего комплекса объектов портовой инфраструктуры, включая терминальную, с последующим переездом стивидорных компаний в новый порт и застройкой высвободившейся территории. Привлечение частных инвестиций в переезд порта выглядит как минимум утопично, а как максимум — будет оспорено стивидорами в судебном порядке",— прокомментировал господин Бурмистров.
Руководитель Санкт-Петербургского подразделения логистической компании "Даксер" Никита Карагодин к положительному эффекту переезда Большого порта, особенно для судоходных линий, относит более современное оборудование и развитую портовую инфраструктуру порта Бронка, а плюс для города видит в уменьшении количества грузового транспорта в его пределах. "Но сейчас не совсем понятно, на кого лягут транспортные расходы, связанные с перемещением инфраструктуры. Также, в связи с отсутствием конкуренции на данном рынке услуг, переезд может повлечь увеличение стоимости портовых операций и ухудшение условий по хранению контейнеров в пределах порта",— подытожил господин Карагодин.