Несостоятельность прирастает металлом и электроэнергией
Мониторинг банкротств компаний
Опубликованное ЦМАКП исследование тенденций в области корпоративных банкротств в экономике РФ в первом квартале 2018 года фиксирует снижение их числа на 3,1% (до 3105 случаев) по сравнению с пиковым четвертым кварталом 2017 года, в котором наблюдалось сжатие экономики (сравнение проведено с учетом сезонности). В то же время за год число банкротств выросло на 4%, а по сравнению с докризисным уровнем первого квартала 2014 года увеличение составило 15,4%.
Соответствующая динамика банкротств в первом квартале наблюдалась на фоне слабого роста ВВП и промышленности. Основные драйверы интенсивности этого процесса (соотношение числа банкротов к количеству действующих предприятий) в первом квартале — это медленное снижение ключевой ставки ЦБ (реальные процентные ставки по кредитам для предприятий остаются максимальными за последние 18 лет), а также стагнация потребительского и медленное восстановление инвестиционного спроса.
При этом в ЦМАКП отмечают улучшение ситуации с корпоративными банкротствами.
Существенное снижение числа юрлиц-банкротов наблюдалось в торговле и пищевой промышленности. В строительстве, транспорте и машиностроении зафиксировано небольшое сокращение случаев несостоятельности.
В сельском хозяйстве отмечено обновление их исторического минимума, а ситуация в сфере коммерческих услуг осталась неизменной. Увеличение показателя обнаружено в электроэнергетике и металлургии.
Между тем из 20 крупнейших по объему выручки компаний-банкротов восемь сосредоточены в оптовой торговле (большинство этих предприятий были зарегистрированы в Москве), при этом три из них — в оптовой торговле топливом. Наибольшая интенсивность банкротств среди регионов наблюдалась в Тюменской (0,25%), Вологодской (0,17%) и Волгоградской областях (0,14%). Отметим, регионы, в которых число юрлиц менее 15 тыс., не оценивались ЦМАКП.
Хотя длительная тенденция (наблюдалась фактически весь 2017 год) увеличения интенсивности банкротств прервалась в первом квартале 2018 года, об устойчивости соответствующих изменений можно будет судить только по результатам второго квартала 2018 года, отмечают авторы исследования.