Страховщики и ювелиры — опере и балету
Премия
7 июня в Мюнхене объявят лауреатов Fedora — единственной ежегодной европейской премии, поощряющей не готовые оперные и балетные спектакли, а будущие премьеры. Оперный приз, Fedora Generali, как видно из его названия, вручается под патронажем крупнейшей итальянской страховой компании, он составляет €150 тыс. Балетный — Fedora Van Cleef & Arpels — финансирует главный ценитель балета среди ювелирных брендов, на кону здесь €100 тыс.
Международному жюри — а это европейский театральный менеджмент, среди которого и директор Мариинского балета Юрий Фатеев, и Игорь Зеленский, упорхнувший из московского «Стасика» в Баварский балет,— предстоит непростой выбор. На финишную прямую вышли восемь номинантов — все копродукции (это главное условие подачи заявок), по четыре от каждого — оперного или балетного — лагеря.
Электронная опера «Тарковский. Восьмой фильм», за мировую премьеру которой отвечает венский фестиваль Musiktheatertage, обещает стать автобиографией русского режиссера, но с оглядкой на сегодняшний день и новые технологии. Подзаголовок — «Фильм, который не снял Тарковский», его «Гофманиана». Режиссер — австриец Томас Дизи. В его команде — русские, эстонцы, итальянцы, австрийцы и, судя по заявке, даже роботы.
«Семь камней» — «экспериментальная, нетрадиционная, доступная опера» — еще один номинант от фестивальной сборной. Это заказ международного оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе. Музыку пишет молодой чешский композитор Ондрей Адамек, либретто — исландский поэт Сьон. Помните, «I`ve Seen it All», пронзительно исполненную Бьорк в «Танцующей в темноте»? Так вот песня написана при участии Сьона. Сюжет новой оперы — семь историй о поисках драгоценных камней в Буэнос-Айресе и Париже, в Японии и Исландии, рассказанных коллекционером.
В числе номинантов и Фламандская опера с оперной версией романа-бестселлера Джонатана Литтелла «Благоволительницы» об эсэсовце Ауэ, его преступлениях и психологических травмах. Работает над постановкой команда из Барселоны: композитор Гектор Парра и режиссер Каликсто Биейто — верный знак, что без скандалов не обойдется.
И наконец, за приз будет сражаться «Настоящая история Кинг-Конга» в Магдебургском театре на музыку британца китайского происхождения Джеффри Чайнга. Один из популярных мифов XX века сделают камерной оперой, в которой играют куклы.
Сильный шорт-лист сложился и в балетном конкурсе. Причем каждый номинант работает для молодой аудитории, что особенно ценится Fedora. Испанец Хуано Аркес — вчерашний балетный танцовщик, а ныне востребованный хореограф — ставит для Королевского балета Бирмингема спектакль, вдохновленный картиной Тернера «Пожар в палатах лордов и общин».
В чешском Национальном театре Брно реставрируют балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», именно здесь состоялась его мировая премьера в 1938 году, и только спустя два года дополненную версию увидели в ленинградском Кировском театре.
Профессионалов из престижнейшего немецкого оркестра Ensemble Moderne и неофитов из своей труппы на одной сцене, точнее во дворе Папского дворца на Авиньонском фестивале, соберет француз Эммануэль Гат. Свою «Историю воды» он обещает наполнить множеством смыслов.
А вот Уильям Форсайт никогда ничего не обещает, но его премьеры — увы, нечастые — важнейшие события для европейского театрального мира. Ближайшая — «Тихий танцевальный вечер» в лондонском Sadler’s Wells. Танцевать будут минимализм, барокко, contemporary и брейк-данс в редакции Форсайта, а это значит, что привычные стили изменятся до неузнаваемости.
Меценаты будущего
В этом году некоммерческая организация Fedora, объединившая не менее восьмидесяти оперных и балетных трупп и фестивалей из двадцати стран, при поддержке Еврокомиссии запустила краудфандинговую платформу. «Народное финансирование», в том числе и культурных проектов, пользуется большой популярностью в США. Европа старается не отставать. Концепция «миллион по рублю» рассчитана на миллениалов — тех, кого в театр нужно вытаскивать из-за компьютера. Новое поколение, как говорят маркетологи и социологи, хочет чувствовать свою причастность и готово за это платить. «Программа рассчитана на четыре года, и наша задача — привлечь в театры новую аудиторию, новые источники финансирования и — более масштабно — заложить основы новой благотворительной модели в Европе, чтобы каждый молодой европеец мог стать меценатом и каждый пожертвованный на художественный проект евро вернулся бы к нему за счет вычета из налогов»,— объясняет директор Fedora Эдилия Гаенз.