Авторы школьных учебников пожаловались Владимиру Путину на экспертизу Минобрнауки
Авторы школьных учебников обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой проверить проведенную Минобрнауки экспертизу учебной литературы, а также организовать общественное обсуждение новых образовательных стандартов. Обращение опубликовано на сайте ассоциации «Российский учебник», его подписали 69 человек. По мнению авторов, «ситуация в отношении качества экспертизы и обновления учебников продолжает ухудшаться».
Как утверждается в обращении к главе государства, федеральный перечень учебников (ФПУ), которым школы пользуются при закупках книг, не обновлялся более четырех лет, а входящие в перечень книги содержательно не корректировались с конца 2012 года (исключение составляют только учебники по истории России). Издательства уже дважды — в 2016 и 2017 годах — подавали новые и обновленные учебники с комплектами экспертных заключений для их включения в ФПУ, «но результата никакого нет», пишут авторы учебников.
Они напоминают, что в этом году Минобрнауки организовало за счет бюджетных средств дополнительную экспертизу учебников, уже прошедших все проверки. Авторы подвергают сомнению результаты повторной экспертизы. В обращении отмечается, что около 90% учебников, получивших отрицательные заключения, ранее успешно прошли научную и педагогическую экспертизу в Российской академии наук (РАН). В качестве примера допущенных при повторной проверке ошибок авторы приводят отрицательное заключение на один из учебников по литературе для 5 класса, где сказано, что в него «не включены зарубежные авторы и произведения, отсутствует межкультурный диалог, не способствует формированию межэтнического и межконфессионального диалога». «В действительности же в учебнике представлены и Библия, и Коран, а также произведения классиков зарубежной литературы — среди них Федр, Эзоп, Лафонтен и др.»,— говорится в обращении.
«Мы как авторы учебников, много лет с успехом используемых в школе, не можем согласиться с непрофессионализмом и некомпетентностью при организации и проведении экспертизы учебников. Глубоко убеждены, что снижение вариативности учебной литературы для школы, устранение из нее инновационных методик обучения школьников будет иметь отрицательное влияние на развитие в нашей стране "экономики знания"»,— подчеркивается в обращении к президенту.
Как ранее стало известно “Ъ”, РАН раскритиковала Минобрнауки за организацию процедуры экспертизы школьных учебников, после того как министерство «без объяснения причин» отправило материалы на повторную проверку. По данным Минобрнауки, независимую экспертизу не прошли треть школьных учебников. Академики предложили министерству разработать новые критерии проверки.
Почему Минобрнауки и РАН по-разному смотрят на экспертизу учебников, читайте в публикации “Ъ” «Академики уточнили, куда впадает Волга».