Транспорт — локомотив развития региона
О перспективах развития дорожно-транспортной отрасли Новосибирской области как одной из важных составляющих стратегии развития говорили участники и гости Сибирского транспортного форума.
Форум «Транспорт Сибири» как площадка для диалога бизнеса и власти
Традиционно накануне предстоящего летнего сезона дорожно-строительных работ в экспозиционно-выставочном центре Новосибирска состоялся VII Международный Сибирский транспортный форум и специализированная выставка индустрии транспорта, транспортной и складской логистики, инфраструктурных проектов дорожно-транспортного комплекса TransSiberia. В программе форума выставки, конференции, круглые столы и рабочие сессии по наиболее актуальным темам транспортной логистики, развития воздушного, железнодорожного транспорта, автомобильных легковых и грузовых перевозок. Обсуждались вопросы функционирования муниципального городского транспорта, использование инновационных и современных информационных технологий. Участников VII Международного Сибирского транспортного форума приветствовали врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, заместитель министра транспорта РФ Александр Юрчик, член комитета по транспорту и строительству Государственной думы РФ Александр Старовойтов, председатель правления ООО «УК „Роснано“» Анатолий Чубайс.
«Новосибирск зарождался как огромный транспортный узел, поэтому любой из видов транспорта для нас имеет огромное значение. Транспорт — это локомотив экономики, определяющий скорость и эффективность развития экономики страны и Сибирского региона в частности»,— отметил, обращаясь к собравшимся, председатель законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. «В послании президента огромное внимание было уделено развитию дорожной региональной сети. Новосибирская область — это более 12 тыс. км только региональных дорог. В масштабах страны на строительство и обустройство автодорог в ближайшие шесть лет, по словам президента, будет направлено 11 трлн руб. Понятно, что это не только содержание и ремонт, это новые технологии, новые решения. И вы — как раз те люди, которые будут воплощать эти решения в жизнь»,— подчеркнул он.
Транспортная составляющая «Стратегии 2030»
Среди важнейших моментов форума председатель комитета законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев отметил презентацию «Формирование транспортного каркаса Новосибирской агломерации» и разработку транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года. «Это стратегические вопросы, которые определяют остов развития транспортной инфраструктуры региона. В рамках презентации транспортного каркаса Новосибирской агломерации вехой будут проходить и Юго-Западный транзит, и четвертый мост, который представлен чиновникам на федеральном уровне. Нам протокольно хотелось бы закрепить правильность действий региона — это такой стратегический момент. Для реализации намеченных задач потребуется и помощь федерального центра, и использование механизмов государственно-частного партнерства»,— подчеркнул Федор Николаев.
«Депутаты продвигали стратегию транспортного развития Новосибирской области в течение нескольких лет. Задача — закрепить объекты транспортно-дорожной инфраструктуры, сроки выполнения и объемы работ, а также экспертную оценку. И дальше двигаться вперед, используя ресурсы разных источников — регионального бюджета, помощь федерального центра, различные схемы в рамках государственно-частного партнерства»,— кратко сформулировал законодатель механизм развития транспортной инфраструктуры региона.
На состоявшейся презентации присутствовали врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, руководители федеральных и региональных транспортных структур и дорожно-строительных предприятий. Как доложил ректор Сибирского государственного университета путей сообщения Алексей Манаков, транспортная стратегия Новосибирской области до 2030 года разрабатывается с учетом трех сценариев развития экономики — оптимистического, реалистичного и пессимистического. Для ее разработки были проанализированы экономические возможности как территорий региона, так и отдельных населенных пунктов, учтена численность населения, места трудоустройства, направления миграции, основные зоны переработки продукции. Результатом глубокого социально-экономического анализа станет проработка приоритетных проектов инфраструктуры и перспектив развития всех видов транспорта в регионе — воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного. К существующей транспортной схеме Новосибирска, по мнению разработчиков стратегии, должна прибавиться и городская электричка, развитие которой признано перспективным. Особое внимание в своем докладе ректор СГУПСа обратил на формирование транспортного каркаса Новосибирской агломерации как залога ее дальнейшего развития и создание единого транспортного кольца Новосибирска.
По мнению депутатов профильного комитета заксобрания, первые шаги в этом направлении уже сделаны. «В части транспортного каркаса — это магистрали К17 и К19. Над ними идет работа в рамках исполнения программы „Безопасные и качественные дороги“. Далее — наш четвертый мост, который будет являться частью городского каркаса — перемещение от Ипподромской до Толмачево. Надеемся, что в этом году во втором полугодии будет решение о федеральной поддержке. Вся подготовка проведена, соглашение подписано, остается только зафиксировать начало федерального финансирования объекта»,— отметил господин Манаков. По его словам, ведется работа по продолжению Восточного обхода и реконструкции автодороги Р254. Есть положительные сдвиги, которые будут способствовать развитию аэропорта Толмачево. Речь идет о проекте по строительству 20-километрового участка автомагистрали от Северного обхода в сторону кольца Толмачевского.
В число знаковых для региона объектов сегодня входит Юго-Западный транзит. «Он соединит запад, юг и восток, все транзитные потоки — Р-254, Р-255, Р-256, наши федеральные дороги в единое транспортное кольцо. По моделям, которые СГУПС проработал до 2030 года, даже с вводом четвертого моста, с учетом пятого условного моста по этому направлению не падает интенсивность. Он выводит транзитный транспорт с улиц города и является еще и городским объектом по перемещению с одного берега на другой. Всему экспертному сообществу, не разделяясь на правительство, законодательное собрание и полпредство, надо упереться в этот объект, чтобы начать проектные работы. Мы одни объект этот не вытянем, он достаточно тяжелый для бюджета, поэтому нам надо очень плотно взаимодействовать со структурами федерального правительства и уже со следующего года начинать работу по этому объекту»,— отметил Алексей Манаков.
«Безопасные и качественные дороги»
Регион успешно справляется с работой по строительству и реконструкции федеральных дорожных объектов и объектов по программе БКД, отметили в ходе рабочей поездки представители Федерального дорожного агентства, врио губернатора Андрей Травников, руководство областного министерства транспорта, депутаты и члены Общероссийского народного фронта.
Напомним, приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» утвержден Советом при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Его ключевая цель — обеспечить хорошее состояние дорог и сократить число аварийно опасных участков в 34 городских агломерациях с населением свыше 500 тыс. человек. Срок реализации проекта — с ноября 2016 по март 2026 года. Всего по программе до 2025 года в регионе намечено привести в технически исправное эксплуатационное состояние 577 км дорог.
В Новосибирской области приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации. Финансирование проекта в 2017 году составило 2,2 млрд руб. (средства федерального, областного и местного бюджетов), дорожные работы велись на 55 объектах. В проект вошли автодороги регионального и межмуниципального значения, улично-дорожная сеть городов Бердск, Искитим, Новосибирск, Обь, р.п. Кольцово.
В 2018 году на реализацию проекта из таких же источников финансирования направлено 2,4 млрд руб. В области работы запланировано выполнить на 54 объектах.
Новосибирская область стала единственным регионом России, который получил возможность реализовывать капиталоемкие объекты дорожной инфраструктуры в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» уже с 2017 года. Первым объектом стала реконструкция К-17р на участке Новосибирск–Ярково, где в рамках международного форума «Транспорт Сибири» побывала делегация представителей Федерального дорожного агентства, областного минтранса, депутатского корпуса региона.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов отметил, что регион с честью справляется с реализацией проекта. «На всем протяжении реализации проекта Новосибирская область была в числе лучших. Я оцениваю очень высоко ресурсы и возможности исполнения этого проекта в регионе. Указом президента от 12 мая поставлены новые задачи по улучшению сети региональных дорог в целом, не только дорог агломераций, но и субъектов федерации. Очевидно, что федеральное финансирование по регионам не будет снижаться»,— отметил он.
В 2017 году по программе «Безопасные и качественные дороги» в регионе проводилась реконструкция и строительство трех базовых объектов, обеспечивающих синхронизацию городских, региональных и федеральных трасс. Это участок протяженностью 1,4 км у поселка Садовый, обеспечивающий связь с Северным обходом и позволяющий связать строящийся Восточный обход с городской чертой Новосибирска, а также 8-километровый участок трассы К-17р, предусматривающий обход Верх-Тулы и Ярково, который подрядчик готов сдать уже в 2020 году вместо предусмотренного планом 2023 года. Кроме того, участники рабочей поездки проинспектировали ход строительства и реконструкции федеральной трассы М-51 на участке обхода Коченево. «Все эти объекты — важные составляющие транспортного каркаса Новосибирской агломерации, где проходят основные экономические и социальные потоки»,— рассказал Федор Николаев. «Благодаря проведению этих работ мы сможем добиться не только увеличения пропускной способности, снижения аварийности, но и приведения в нормативное состояние региональных дорог. К сожалению, сегодня они зачастую уже не соответствуют потребностям региона. Например, уже сейчас средний трафик транспорта на дороге «Аэропорт Толмачево — Северный обход» составляет 18 тыс. автомобилей в сутки — это норматив автодороги первой категории. Таким образом, строительство и реконструкция этих трасс — это и безопасность, и социалка, и экономика»,— отметил законодатель.
Дорогам Новосибирска — особое внимание
Программа «Безопасные и качественные дороги», финансируемая из федерального и областного бюджетов, в прошлом году позволила Новосибирску выйти на норматив по ремонту дорожного покрытия. В программу входят трассы, которые имеют агломерационное значение. На реализацию мероприятий по БКД в Новосибирске в 2018 году выделено более 1 млрд руб. из 2,4 млрд руб., предусмотренных региону.
Кроме того, в ходе последней сессии заксобрания из областного бюджета в пользу Новосибирска было перераспределено дополнительно 300 млн руб., которые также пойдут на ремонт дорог, 150 млн руб. выделены на работы по улицам Объединения и Титова. «В этом году мы совместно — правительство, законодательное собрание и город — приняли решение в рамках межведомственной комиссии оказать областному центру дополнительную поддержку, поскольку своим бюджетом он справиться не может»,— подчеркнул Федор Николаев. «У нас всего на Новосибирск предусмотрено по программе БКД 1,2 млрд руб., из них 450 млн руб. — региональные средства»,— рассказал он.
Программа «Безопасные и качественные дороги» нацелена на ликвидацию участков концентрации ДТП и аварийно опасных участков дорог. В перечень обязательных мероприятий, помимо ремонта существующего покрытия проезжей части, съездов и парковочных карманов, островков безопасности, входят установка дорожных знаков и светофоров, пешеходного ограждения и нанесение дорожной разметки.
Всего в рамках реализации приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году в Новосибирске планируется выполнить ремонт на 21 км автодорог и ликвидировать 9 мест концентрации ДТП. Работы должны быть завершены до 1 октября.