Долгая дорога к заводу
Как власти Черноземья решают инфраструктурные проблемы промышленников
Одной из проблем для инвестора при создании промышленного предприятия, особенно в предполагающем освоение незастроенного участка формате greenfield, становится отсутствие транспортной инфраструктуры. Власти областей Черноземья выработали несколько механизмов поддержки предпринимателей в ее создании — от предоставления компаниям субсидий до полного финансирования подъездных путей за счет бюджета и изменения работы общественного транспорта под нужды предприятия. В результате, например, Воронежская область стала одним из передовиков госпрограммы «Безопасные и качественные дороги», отмечалось на совещании с участием главы Минтранса Максима Соколова и врио губернатора Александра Гусева.
Как сообщили в департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, курирующем в том числе создание подъездных путей к предприятиям, строительство таких объектов возможно финансировать за счет бюджетов муниципалитетов, в которых располагается компания. При этом предусмотрено использование и субсидий из федерального бюджета. В частности, на 2018 год запланировано строительство восьми таких дорог к предприятиям в районах области в основном представителям сельского хозяйства. Совокупная длина этих участков дорог составляет около 10 км — обычно компаниям не нужны подъездные пути длиннее 3-4 км.
В числе проектов реконструкция подъездной дороги длиной около 4 км к репродуктору №1 ООО «Эко корм» в поселке Круглоподпольное Аннинского района, строительство подъезда на 600 м к молочному комплексу «Молвеста» вблизи села Новомарковка Кантемировского района, дороги от трассы Бобров – Анна к молочному комплексу компании «ЭкоНиваАгро» на 900 м. В департаменте отметили, что также существуют проекты строительства дорог, которые ведут не только к конкретному предприятию, но и к населенному пункту, но «их строительство направлено на обеспечение подъезда к объектам сельскохозяйственного производства и переработки продукции». Стоит отметить, что все эти участки дорог будут находиться в местной собственности, не принадлежа предприятиям. Поэтому и обслуживание дорог должно проводиться за счет бюджетных средств.
Работа воронежских властей над развитием транспортной инфраструктуры, в том числе и дорожной сети для промышленности, была высоко оценена федеральными властями. 27 февраля врио губернатора региона Александр Гусев принял участие в селекторном совещании с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова.
Основной темой выступления Максима Соколова стала реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году: объемы работ и их финансирование, целевые показатели и ответственность субъектов. Как было отмечено в выступлении министра, Воронежская область оказалась в передовиках по этой программе.
Ранее Александр Гусев в Москве принял участие в заседании коллегии Минтранса. В ходе заседания Александр Гусев выступил с докладом о развитии транспортной системы в регионе. Он отметил, что в сфере транспорта годовой объем перевозок составляет 189,5 млн пассажиров, что
в 2–3 раза превышает показатели других областей Центрально-Черноземного региона. Врио губернатора, как сообщала пресс-служба облправительства, также проинформировал участников коллегии о реализации закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации...» на территории Воронежской области и внес ряд предложений по развитию транспортной инфраструктуры региона.
Логистическое преимущество делает регион привлекательным для старта новых инвестпроектов и развития существующих производств. По территории области проходят стратегические транспортные коридоры Север – Юг и Восток – Запад, важнейшие федеральные дороги М4 «Дон», Р22 «Каспий», Р298 Курск – Саратов. Сеть автомобильных дорог составляет около 29 тыс. км, из которых около 8,8 тыс. км находится в собственности региона.
По данным облправительства, в Воронежской области на дорожную деятельность в 2017 году было направлено 11,3 млрд руб. За прошлый год в регионе введено в эксплуатацию 31,2 км автомобильных дорог. Размер областного дорожного фонда на 2018 год составляет почти 9 млрд руб., но эта сумма еще может корректироваться в ходе бюджетного процесса.
Дорога с возвратом
В Орловской области региональные власти для создания транспортной инфраструктуры для предприятий субсидируют компаниям затраты на нее уже после строительства за частные средства.
Например, источниками финансирования строительства дорожной сети в индустриальных парках Орловской области являются средства областного бюджета, предоставляемые АО «Корпорация развития Орловской области» в рамках региональной государственной программы «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» в виде субсидий на возмещение понесенных затрат на создание и развитие производственной инфраструктуры.
Работает и формат строительства подъездных путей к предприятиям, расположенным в районах области, за счет бюджета в рамках программы развития сельских территорий. В числе таких проектов строящаяся дорога к площадке ООО «Брянская мясная компания» в Шаблыкинском районе протяженностью 7,9 км и стоимостью 99,8 млн руб. Завершение строительства и ввод автодороги в эксплуатацию запланированы на 2018 год.
Также финансирование дорожной инфраструктуры, сообщили в облправительстве, возможно в рамках государственной программы развития сельского хозяйства. По ней для той же Брянской мясной компании в 2018 году должны быть реконструированы еще три подъезда от дороги к производству общей длиной почти 30 км и стоимостью порядка 600 млн руб.
В департаменте экономического развития Белгородской области сообщили, что развитие транспортной инфраструктуры, в том числе для предприятий и промышленных парков, реализуется в рамках одной госпрограммы – «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы».
Схожий формат и в Липецкой области, где подавляющее число крупных инвестпроектов в последние годы реализуется в особых экономзонах федерального и регионального уровня. В рамках региональной госпрограммы «Обеспечение инвестиционной привлекательности Липецкой области» должны создаваться «условия для эффективного функционирования ОЭЗ», в том числе строительство дорожной инфраструктуры. На создание этих «условий» в 2018 году должно быть распределено 500 млн руб., такая же сумма выделялась и год назад, и в 2016-м.
А в рамках госпрограммы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» региональные власти предлагают инвесторам возможность получения субсидии на возмещение части затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры в индустриальных парках. К этим работам относится и строительство дорожной сети. Средства на эти субсидии уже заложены в областной бюджет, отметили в региональной администрации.
Автобусы отправили к станку
В Курской области местные власти считают одной из основных задач в обеспечении промышленности инфраструктурой «приведение в нормативное состояние дорог регионального и межмуниципального значения, обеспечивающих подъезды к крупнейшим предприятиям» области – Курской АЭС, Михайловскому горно-обогатительному комбинату «Металлоинвеста» и другим. Это необходимо, поскольку для функционирования таких предприятий активно используется большегрузный транспорт, быстро приводящий дороги в негодность.
В частности, в 2017 году совместно с дирекцией строящейся Курской АЭС-2 местные власти выполнили капитальный ремонт 17,5 км дорог на подъездах к объектам новой станции.
Но в курской обладминистрации при этом справедливо отмечают, что «большинство автодорожных подъездов к предприятиям находятся в их собственности», поэтому «финансирование их эксплуатации, ремонта и восстановления из регионального или муниципального бюджетов невозможно». Поэтому для ремонта дороги, принадлежащей компании «Курскрезинотехника» и обеспечивающей подъезд к ряду других соседних предприятий и организаций, мэрия Курска прорабатывает вопрос о передаче этого участка в муниципальную собственность.
«При возникновении вопросов, касающихся частной транспортной инфраструктуры, мы эти вопросы стремимся решить», – добавили в обладминистрации. В качестве примера там привели изменение работы общественного транспорта по обращению Курского электроаппаратного завода, реализующего проект создания на площадях завода «Счетмаш» индустриального парка «Союз». «Были введены дополнительные маршруты и автобусы для перевозки работников предприятий-резидентов парка. В администрации Курска рассматривается возможность переноса остановки общественного транспорта к новой проходной индустриального парка. Решение такого вопроса требует не только организационных решений, но и значительных затрат на обустройство разворотной и посадочной площадок», – рассказали в обладминистрации.
Курские власти готовы изменять работу общественного транспорта для удобства работников создающихся предприятий
Власти Тамбовской области в последние годы увлеклись созданием индустриальных парков. Важной частью этой работы становится строительство в них транспортной инфраструктуры. Как сообщили в обладминистрации, на данный момент созданы три индустриальных парка: «Уварово», расположенный на территории площадки производственного типа «Салют-Инвест» площадью 28,4 га, «Котовск» площадью 142 га в одноименном моногороде и государственно-частный «Дега-Тамбов» площадью 301 га в Никифоровском районе.
По данным обладминистрации, в настоящее время на территории парка «Котовск» ведется работа по межеванию земельного участка, подготовка проекта планировки территории, подведения внешней и внутренней инфраструктуры, готовится заявка в Фонд развития моногородов для получения финансовой поддержки на строительство инфраструктуры и включения в федеральный реестр индустриальных парков. Это позволит получить субсидирование из госбюджета и на создание подъездных путей к будущим предприятиям. Управляющая компания индустриального парка «Уварово» также формирует заявку для включения в федеральный реестр индустриальных парков с целью получения всех возможных мер государственной поддержки.
Первым примером такого формата стало строительство дороги к ООО «Котовский завод нетканых материалов». Предприятие сейчас реализует два инвестиционных проекта, включенных в отраслевой план импортозамещения Минпромторга. Общий объем инвестиций составляет более 400 млн руб. Строительство дороги в рамках соглашения между организацией и регионом софинансирует Фонд развития моногородов.