Цены требуют акцизных действий
Правительство борется с ростом стоимости топлива
Резкий рост цен на топливо в последние месяцы заставил правительство впервые с 2015 года снизить акцизы. С 1 июля акциз на бензин будет понижен на 3 тыс. руб. на тонну, на дизтопливо — на 2 тыс. руб. от текущих уровней. Эта экстренная мера будет действовать полгода и приведет к потере около 100 млрд руб. доходов консолидированного бюджета. При наличии 1,7 трлн руб. дополнительных доходов от роста цены на нефть это не выглядит критичным. Однако даже снижение акцизов может лишь ограничить рост цен на заправках примерно четырьмя-пятью рублями на литр, но не остановить его, считают источники “Ъ”.
Белый дом принял решение снизить акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 июля, рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией. Об обсуждении такого решения сообщил 22 мая зампред комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. По данным “Ъ”, акцизы будут снижены на полгода от текущих уровней, в случае бензина на 3 тыс. руб. на тонну, дизтоплива — на 2 тыс. руб. Сейчас ставки акцизов составляют чуть более 11,2 тыс. руб. и 7,66 тыс. руб. на тонну, однако с 1 июля должны были вырасти на 679 руб. и 583 руб. соответственно. Теперь этого роста не будет, говорят источники “Ъ”, то есть фактически снижение от уровня 1 июля составит 3,6 тыс. руб. и 2,5 тыс. руб. соответственно.
По данным “Ъ”, принципиально решение о снижении акцизов было принято 21 мая на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Тогда Минфин предлагал снижение на 1,5 тыс. руб. по бензину и дизтопливу, но в итоге 22 мая одобрили совместное предложение Минэнерго и ФАС о снижении на 3 тыс. руб. и 2 тыс. руб. соответственно.
Собеседники “Ъ” подчеркивают, что в правительстве было единое понимание необходимости снижения акцизов, учитывая рост цен. В аппарате Дмитрия Козака “Ъ” подтвердили факт совещания и обсуждения вопроса акцизов, отказавшись от более подробных комментариев. В Минфине заявили “Ъ”, что тема снижения акцизов обсуждается. В Минэнерго отказались от комментариев. Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин назвал идею снижения акцизов «своевременной».
С начала года оптовые цены на топливо выросли примерно на 30%, а в апреле начали быстро увеличиваться и розничные цены. Это связано с рядом факторов. Во-первых, цены на нефть выросли с $64 за баррель в декабре до примерно $80, но при этом из-за введения бюджетного правила курс рубля не укрепился к доллару, как можно было бы ожидать. В результате привлекательность экспорта топлива для нефтекомпаний резко выросла. «Сейчас розничная цена топлива на АЗС ниже экспортной альтернативы, такого не было никогда»,— замечает один из собеседников “Ъ” в отрасли. Одновременно экспортные пошлины на нефтепродукты, которые отчасти защищают внутренний рынок от эффекта высокой экспортной цены, из-за налогового маневра 2015 года были понижены. Но акцизы, которые предполагалось понизить в рамках налогового маневра, вместо этого в 2016–2018 годах ускоренно росли, так как бюджету нужны были деньги на фоне падения цен на нефть. «Теперь в каком-то смысле конструкция приобретает исходные очертания»,— говорит другой источник “Ъ”.
Все собеседники “Ъ” согласны, что особых споров по снижению акцизов не было, так как ситуация с ценами на топливо приближается к критической, а у бюджета уже нет проблем с деньгами — благодаря росту цен на нефть в 2018 году ожидается профицит в 482 млрд руб.
Снижение акцизов на полгода означает, по расчетам “Ъ”, снижение доходов консолидированного бюджета примерно на 105 млрд руб. Минфин в ходе дискуссии упирал на то, что снижение акцизов приведет к недостаточному наполнению региональных дорожных фондов — теперь, вероятно, их придется пополнять через трансферт из федерального бюджета.
Но нынешнее решение по акцизам принято только на полгода, и что будет со ставками в 2019 году, неясно. По мнению собеседников “Ъ”, этот вопрос, скорее всего, будет обсуждаться в контексте завершения налогового маневра в нефтяной отрасли и возможного введения отрицательных акцизов на нефть для НПЗ.
При этом снижение акцизов не решает всех проблем с ценами топлива как в опте, так и в рознице. Сейчас розничные цены на Аи-95 и дизтопливо в среднем по РФ составляют около 42,8–43 руб. за литр. Уменьшение акцизов может снизить справедливую цену на АЗС примерно на 2 руб. на литр, но ключевое значение для динамики цен будет иметь курс рубля — если при дальнейшем росте цены на нефть рубль почти не будет укрепляться, как это обстоит сейчас, то цены на топливо все равно будут расти, считает Василий Танурков из АКРА.
«При текущем уровне цен в опте бензин и дизтопливо на заправках должны дорожать примерно на 7 руб. на литр, чтобы АЗС не разорились. За счет снижения акцизов можно сократить этот потенциальный рост до 2,5–3 руб. по бензину и 4–4,5 руб. по дизтопливу»,— отмечает один из источников “Ъ” в крупной нефтяной компании. Другой собеседник “Ъ” добавляет: учитывая, что нефтяники фактически не экспортируют бензин из-за позиции ФАС, и динамика цен на него может быть более плавной. Кроме того, уточняет он, цены на нефть могут снизиться в зависимости от того, какое решение будет принято по продлению сделки по сокращению добычи нефти между Россией и ОПЕК.